ГДЗ по литературе 9 класс Зинин часть 1 Литература первой половины XIX









1. Какие общественные и литературные тенденции повлияли на формирование романтического направления в русской литературе? каковы основные черты эстетики романтизма?

Как и в западноевропейской литературе, формирование романтизма и сентиментализма объясняется крахом идей Просвещения, которое создавало культ разума, игнорируя эмпирическую сторону познания человеком мира. Идеальный герой Просвещения - умный человек, руководствующийся лишь рассудком, добродетельный гражданин и патриот. Романтизм же воздвигает нового героя - сильную незаурядную личность, которая не может жить среди других людей, представляющих собой массу. Героем овладевает, по Байрону, мировая скорбь.
Романтизм утверждает культ природы и чувства. Романтики: Байрон, Шелли, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Шевченко, Гребенка, Гоголь. Романтические герои - Манфред, Каин, Онегин, Печорин и т. д.

2. Что роднило писателей-сентименталистов и поэтов нового поколения, исповедующих новые романтические принципы художественного освоения мира?

Они не принимали мир таким какой он есть. Они сочиняли идиализацию в изображении и мыслях человека. Протестовали против бездуховности и эгоизма, лицемерии. Они уделяли много внимания к человеческим чувствам.

 

3. В чем своеобразие ранней лирики К. Н. Батюшкова? Как соотносятся в ней анакреонтические и элегические мотивы? Какими средствами пользуется поэт в передаче тончайших настроений, различных проявлений внутренней жизни личности?

 

Уже в первых поэтических опусах Батюшков отказывается от традиции высокой оды 18 в. , его излюбленными жанрами становятся элегии и дружеские послания. «Мечта» , как и другие ранние стихи, проникнута духом поэтической мечтательности, меланхолии, предромантическим погружением в мир грез и фантазий:

О, сладкая мечта! О неба дар благой!
Средь дебрей каменных, средь ужасов природы,
Где плещут о скалы Ботнические воды,
В краях изгнанников. . Я счастлив был тобой.
Я счастлив был, когда в моем уединенье
Над кущей рыбаря, в час полночи немой,
Раздастся ветров свист и вой
И в кровлю застучит и град, и дождь осенний.

В 1805 журнал «Новости русской литературы» опубликовал еще одно стихотворение Батюшкова «Послание к стихам моим» , после чего его небольшие лирические стихотворения (как их тогда называли, пьесы) начинают появляться на страницах печати и имя автора становится известно в литературных кругах.

Во многом на формирование литературных вкусов Константина Батюшкова повлияли его двоюродный дядя Михаил Муравьев, в основном прозаик, писавший, однако, и стихи, и, конечно же, кумир тогдашней молодежи историк и писатель Николай Карамзин, произведения которых во многом предопределили будущий расцвет элегической поэзии.

Поэт и критик 20 в. Вл. Ходасевич так писал о том переходном периоде русской словесности: «Уже взорвалась первая мина, подложенная под классицизм сентиментализмом Карамзина… перед новыми силами открывалось обширное поле. Жуковский и Батюшков пытались обрести «новые звуки…» .

Отрицание «холодного рассудка» , упоение поэтической мечтой на лоне природы, одушевленной и как бы вторящей переживаниям поэта, попытка уловить мимолетные переживания души, искренность и отсутствие пафоса — таковы стихи молодого Батюшкова, «сладкоречивого и моложавого» .

4. Что является характерным для исторических элегий Батюшкова? Что сближает и отличает такие стихотворения поэта, как Переход через Рейн. На развалинах замка в Швеции, Умирающий Тасс?

В своих исторических элегиях Батюшков часто обращается к разнообразным событиям, которые разворачивались в прошлом. Эти события он осмысляет с художественной точки зрения, дает оценку этим событиям, ищет скрытый смысл, старается понять истинные мотивы человеческой души в данных событиях. "Переход через Рейн" - элегия с ярким патриотическим мотивом; "На развалинах замка в Швеции" - элегия о военном прошлом Швеции, в которой Батюшков рассуждает о бренности и недолговечности всего сущего; "Умирающий Тасс" - элегия, в которой автор развивает тему духовного одиночества творца. Все эти элегии объединяет исторический базис, конкретное событие в прошлом, однако у них все разные настроения и творческие мотивы.

 

5. Проанализируйте стихотворение К.Н. Батюшкова ''Мои пенаты'' Что в нём является программным для всего творчества поэта?

 

Программным произведением этого рода явилось послание «Мои Пенаты» (1811—12, опубл. 1814); по словам Пушкина, оно «…дышит каким-то упоеньем роскоши, юности и наслаждения — слог так и трепещет, так и льется — гармония очаровательна».

6. Какие автобиографические мотивы нашли свое отражение в лирике В.А.Жуковского? В чем своеобразие лирического "я" поэта-романтика?

Пожалуй, самый автобиографический мотив у Жуковского - это мотив несчастной любви. Его влюбленные всегда обречены на вечную разлуку и надеются встретиться только "там" - на небесах. Это отражение его истории с Машей Протасовой, к которой он сватался много лет подряд, но мать ее не давала согласие, потому что Маша приходилась поэту племянницей.

Лирическое я Жуковского - это человек, устремленный к небесам, к Богу, к потустороннему миру, смиренно переносящий тяжкие жизненные испытания.

 

7. Что определяет психологизм и художественную глубину элегий В.А. Жуковского? Какую роль играет в них романтическая символика? Как вы объясните высказывание В.А. Жуковского: "Бог и душа - вот два существа; все прочее - печатное объявление, приклеенное на минуту"?

Почему-то "лесной царь" только в голову приходит. Очень четкие образы всадника-отца, идущего наперекор судьбе и ребенка, погибшего из-за глупой клятвы. Потрясающие декорации в виде скачущего коня и дремучего леса, борьба безысходности с алчностью. За все нужно платить, а за глупость-расплачиваться. По мотивам лесного царя есть польский фильм "царь-компьютер", древненький, но выводы те же. В конечном итоге душа останется один на один с кем-то, а материальное материально только здесь и сейчас.

8. Как проявился талант Жуковского-переводчика и Жуковского-художника в его знаменитых балладах? Что менялось при перенесении сюжетов западноевропейских поэтов-романтиков на русскую почву? Что сближает такие жанры в творчестве Жуковского, как баллада и песня?

 

Василий Андреевич Жуковский был образованнейшим человеком, что позволило ему, обладавшему несравненным даром переводчика, сделать доступными для русского читателя многие лучшие образцы немецкой и английской поэзии, что в то время имело особенное значение, так как до него в русской литературе преобладали лишь переводы с французского. Жуковский переводил Шиллера, Байрона и многих других поэтов. Однако он не ограничивался этим; его перу принадлежит перевод “Одиссеи”, поэмы великого Гомера, восточных поэм “Наль и Дамаянти” (Индия) , “Рустем и Зораб” (Персия) и других произведений.

Недаром Пушкин называл Жуковского-“гением перевода”

Для своих баллад Жуковский находил сюжеты в античности, Средневековье, в народных преданиях. В античных балладах он романтизировал мифология, в средневековых описывал коварные преступления, жестокость, властолюбие и вечную, хотя и неразделенную, любовь, трогательную верность, нежную, но скорбную страсть. Иногда Жуковский сам придумывал сюжеты, подвергая их литературной обработке. Жуковский открыл русской поэзии внутренний мир человека и способы его лирического выражения. Он громко заявил о нравственном достоинстве личности, подняв на небывалую высоту художественно-этический уровень русской поэзии

 

9. В чем разница между поэтами-элегиками 1820-х годов и представителями "гражданского романтизма"? Проанализируйте его на примере сопоставления стихотворений Е.А. Баратынского "Когда исчезнет омраченье..." и К.Ф. Рылеева "А.А. Бестужеву".

 

В 1820-х гг. основным жанром в русской лирике становится элегия. Этот жанр был заимствован у западных поэтов, которые предавали своим стихам прежде всего философский смысл, это были своеобразные размышления над вечными вопросами, смыслом жизни и её проблемами. В элегиях 1820-х гг. эти темы связываются воедино с внутренним миром поэта, они становятся более интимными, в центре стихотворений — внутреннее состояние влюблённого героя, происходит психологизация жанра. Яркие представители — ранний Пушкин, Е.А. Баратынский, Н.М. Языков.

Поэты гражданского романтизма — это прежде всего поэты-декабристы: К.Ф Рылеев, А.А. Бестужев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский. В основе их творчества лежит патриотизм и революционная борьба за идеалы. Главная тема — свобода Родины и русского народа, а их произведения — это призывы к борьбе.

Смотрите также: