ГДЗ по литературе 9 класс Зинин часть 2 Итоговые вопросы

1. В чём главная отличительная черта древнерусской книжности, литературы XVIII и первой половины XIX века и что объединяет эти три литературные эпохи?

Первая половина 19 века - это переход от норма классицизма к романтизму.  Ломоносовское разделение литературы на "высокую", "среднюю" и "низкую" сыграв свою положительную роль в становлении языка уже к началу 19 века начали тормозить развитие языка. Хотя бы тем, что богатый народный язык не очень приветствовался даже в "низкой" литературе. Романтизм привнес с новая литература Жуковского, Баратынского, Батюшкова, Давыдова, Языкова, Фета и других привнес богатый народный язык в русскую литературу. Творчество Тютчева завершило "золото2 век" русской литературы, подготовило переход от романтизма к реализму. Естественно главной фигурой, титаном "золотого века" был Александр Сергеевич Пушкин. Велик был Лермонтов Юрий Михайлович. Это их произведения подвели к середине 19 века русскую литературу  эпохе реализма. Так каковы особенности?

1. Переход от классицизма к сентиментализму и романтизму, закончившийся переходом к реализму. 

2. Народный язык стал частью литературного языка и значительно обогатил его. Собственно, современный русский литературный язык детище тех писателей.  

3. Золотой век дал такие высокие ориентиры, что следующие поколения неизбежно сравнивали свое мастерство слова с писателями этой эпохи. 

4. Это время стало началом и развитием политизации литературы и писателей. Это тогда надо было сказать, что поэт в России больше чем поэт.

5. Сатирическая литература в произведениях Гоголя и Пушкина достигла своего расцвета. 

6. В произведениях Пушкина и Гоголя обозначены основные литературные типы, которые в дальнейшем разовьют другие.

2. В чём проявилось жанровое своеобразие литературы Древней Руси? Охарактеризуйте жанр жития, опираясь на конкретные литературные примеры.

3. Какое место в истории отечественной литературы занимает «Слово о полку Игореве»? Что имел в виду академик Д.С. Лихачёв, назвав эту поэму «золотым словом русской литературы»?

«Слово о полку Игореве» (1185г) бессмертный памятник древнерусской литературы -занимает особое место в истории литературы нашей страны, в истории мировой культуры. Оно по праву стоит в ряду великих творений человеческого гения, свидетельствуя о высокой художественной культуре Руси Х1 - ХХ1 веков.

Основная мысль произведения "Слово о полку Игореве" – призыв к объединению. Именно об этом" золотое слово" Святослава. В «золотом слове» князь скорбит о Русской земле, порицает храбрых, но безрассудных князей за единоличное выступление в поход против половцев. Он осуждает Игоря и Всеволода за их поступок, но и скорбит о том. что они попали в плен. Он призывает князей объединиться, чтобы вместе отражать набеги поганых на Русь.

4. Какие исторические и культурные процессы оказали влияние на формирование «новой» русской литературы в XVIII столетии?

Классицизм сформировался во второй четверти XVIII столетия благодаря установлению абсолютной монархии, связанной в основном с правительством Екатерины II.
Сентиментализм возник на рубеже XVIII и XIX веков. Его появление связано с проникновением идей Просвещения в русском обществе.

Романтизм появился в конце XVIII века. В России данное направление впервые появляется в творчестве В.А.Жуковского. Русский романтизм можно разделить на две части. Восстание декабристов послужило сильному развитию данного направления.

5. Чем русский классицизм отличался от западноевропейского? Какое значение имели классицистические нормы и правила для развития отечественной литературы и в чём причина многочисленных «отступлений» от них в творчестве русских поэтов, прозаиков и драматургов?

Русский классицизм отличался от западноевропейского. Во-первых, он вырос на родной почве. Сюжеты своих произведений русские классицисты брали из русской истории, а не из античности. Они проявляли огромный интерес к образу Петра, Екатерины II и к прошлому России, воспевая царей, вельмож и героев-полководцев. Во-вторых, русский классицизм отличался резким обличительным сатирическим характером.

6. Какие изменения претерпела «ломоносовская» ода в творчестве Г.Р. Державина и А.С. Пушкина? Какова дальнейшая литературная судьба этого жанра?

7. Что нового внёс в русскую литературу сентиментализм? Каковы заслуги А.Н. Радищева и Н.М. Карамзина в формировании этого литературного течения?

Сентименталисты ставили цель воспитать читателя, положив в основу произведений новые философские начала. Моральное усовершенствование рассматривалось как чувственное раскрепощение, достижение крайней искренности. Писатели своими произведениями давали примеры чистых побуждений, бескорыстных стремлений, неиспорченных отношений и открытого восприятия мира («как чувствуешь»).

Карамзин - крупнейший представитель русского сентиментализма. В его творчестве наиболее полно и ярко раскрылись художественные возможности этого литературного направления. Карамзин, как и Радищев, придерживался взглядов просветителей, но они носили более умеренный характер. В политике он был сторонником просвещенной монархии, что не мешает ему сочувствовать и республиканскому строю, при том условии, что путь к нему не вел через революцию.

8. Каковы основные черты романтизма как литературного направления? Какие художественные открытия явила отечественная «школа гармонической точности»? Какое место в поэзии русского романтизма занимает творчество К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского? Какие произведения русских поэтов-романтиков являются признанными шедеврами?

Основная черта романтизма - стремление противопоставить миру рассудка и закона новую систему ценностей: культ творчества и воображения, критику логических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению индивидуальности человека, следование природе. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм - это культ природы, чувств и естественного в человеке.

Самые яркие примеры романтизма в литературе России XIX века - это:
повести «Ундина», «Шильонский узник», баллады «Лесной царь», «Рыбак», «Ленора» Жуковского
сочинения «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Пушкина
«Ночь перед Рождеством» Гоголя
«Герой нашего времени» Лермонтова

9. Какую роль в развитии отечественной драматургии и литературы в целом сыграла комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»? Как в грибоедовской пьесе взаимодействуют нормы классицизма, принцип романтического двоемирия и черты нарождающегося реализма?

Комедия Грибоедова «Горе от ума» является исключительной для того времени как в русской литературе, так и в зарубежной. Значение этой комедии чрезвычайно велико. Основное ее значение связано с:

Реальностью описанной жизни общества
Воспитанием молодого поколения
Реализмом в русской драме
Во-первых, поэма демонстрирует нам описание жизни России после войны 1812 года. Грибоедов представляет нам многообразие образов, мастерски он представляет и чиновников, и сановное дворянство, и помещиков, и носителей революционных взглядов. В комедии описаны все острые социально- политические вопросы того времени: крепостное право, служба, просвещение, воспитание.

Большое значение комедия имеет и в воспитательном плане, Грибоедов показывает, как насилие, произвол, невежество, лицемерие губят в человеке положительные качества.

Не менышее значение «Горе от ума» имеет для русской драмы. Реализм произведения повлиял на ее развитие. Несмотря на то что, в структуре комедии присутствуют черты классицизма, по содержанию комедия Грибоедова представляет собой произведение реализма.

Грибоедов как реалист решил сложную задачу характера речи героев, каждый персонаж говорит своим определенным живым разговорным языком. Несмотря на стихотворную форму произведения, А. С. Грибоедов блестяще справился с этой задачей.

10. Какие персонажи мировой литературы перекликаются с образом Чацкого из «Горя от ума»? Разъясните содержание понятий «бродячий сюжет», «сквозной мотив», «вечный образ».

Альцест, главный герой комедии Мольера "Мизантроп". Он также противостоит лицемерному обществу, клеймит ложь и притворство, наживая врагов. И в финале комедии, он, брошенный своей изменщицей возлюбленной, отправляется искать по свету уголок, где, возможно, найдёт свой покой.

11. Чем ознаменовался «пушкинский» период в развитии отечественной литературы? Прокомментируйте слова Н.В. Гоголя, который утверждал, что «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет».

12. Каким образом важнейшие этапы творческого пути А.С. Пушкина отразили общие закономерности развития отечественной литературы? Как проявился пушкинский гений в различных литературных родах и жанрах? Какие из его произведений являются вершинами творчества художника?

13. В чём уникальность и художественное совершенство романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? Что делает это произведение необходимой частью русского «культурного ландшафта»?

Уникальность романа "Евгений Онегин", непохожесть этого произведения ни на одно другое заключаются в том, что автор смотрит на Онегина уже не как на героя своего романа, а как на вполне определенного человека со своим мировоззрением, со своими собственными взглядами на жизнь. Онегин совершенно независим от автора, и это как раз и делает роман по-настоящему реалистическим, более того — гениальным творением А.С.Пушкина.

14. Какое место в русской литературе занимает творчество М.Ю. Лермонтова? Как в нём соотносятся «байроническое» и «почвенническое» начала? Чем притягателен лирический герой лермонтовской поэзии?

15. Какие достижения русской прозы вобрал в себя и приумножил философский роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? С какими образами мировой и отечественной литературы внутренне перекликается лермонтовский Печорин?

16. Чем охарактеризовался «гоголевский» период в развитии русской литературы? Каковы художественные открытия Гоголя-драматурга? Какую проблематику вобрал в себя и отобразил гоголевский эпос?

Гоголевский период- один из самых значимых в русской литературе 19 века. Гоголь продолжил развитие реализма в своих гениальных произведениях и осветил те проблемы, которые до него никто не освещал. В основном он отражал проблемы государственной власти, взяточничества, раболепства, чинопочитания, алчности даже (в случае с "Мертвые души")

Гоголь берётся за создание драматического произведения — комедии. Писатель задумал перенести на сцену комизм повседневной жизни. От драматических произведений Гоголь требует жизненной правды, современного содержания, типических характеров. Гоголь создаёт «невинный» сюжет для семейно-бытовой комедии «Женитьба» (завершена в 1841 году), где отображает купеческо-чиновничью среду.

В основном он отражал проблемы государственной власти, взяточничества, раболепства, чинопочитания, алчности даже (в случае с "Мертвые души")

17. В чём смысл сравнения поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» с «Божественной комедией» Данте? Какие вечные вопросы решают авторы этих произведений?

Исследователи устанавливают параллели поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» с другой поэмой — «Божественной комедией» Данте. «Божественная комедия» имеет три части — три ипостаси мира: «Ад», «Чистилище», «Рай». Поэма Гоголя по замыслу ее создателя тоже должна была иметь три части — три тома. В первом томе Гоголь погружает нас в какой-то фантасмагорический мир, где совершенно особые законы логики, законы реальности. Перед нами, по сути не Россия, а ее тень, некое запредельное, потустороннее пространство, где все узнаваемо и вместе с тем все перевернуто. Живые становятся мертвыми (образы помещиков), мертвые — живыми (крестьяне, которых покупает Чичиков, числятся живыми до очередной переписи).
После Стигийской низины Данте попадает в город Дит, а Чичиков в город N. Данте встречает демона Флегия, а Чичиков — стражника с усами словно на лбу и поэтому похожего на черта, Данте встречает окровавленных Фурий, существ, очень похожих на женщин, а Чичиков — «особенного рода существ, в виде дам в красных шалях и башмачках без чулок...».
Далее по тексту можно обнаружить и другие схожие с библейскими мотивы, такие, как мосты, напоминающие чертей, упоминания Страшного суда.
Исследователи отмечают близость образов губернаторской дочки и Беатриче. Беатриче ведет повествователя (она сменила Вергилия) к горним высотам, к свету. Губернаторская дочка также освещает Чичикову будущее. Н. В. Гоголь хотел провести сквозь все три тома, то есть от ада к раю, Чичикова и Плюшкина. Но воплотить замысел Гоголю не удалось.

18. Каковы характерные черты реализма как литературного направления? Какой вклад в его развитие внесли писатели XVIII века, а также представители золотого века русской литературы — А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь?

В реализме русской литературы особую роль играет высмеивание пороков (общества, человека, государства и т.д.). Большой вклад внесли Фонвизин, Грибоедов, Гоголь, Пушкин и Лермонтов. Их произведения в реализме стали классикой благодаря поднятию таких проблем, как отказ от образования, пороки общества, пороки человека, пороки дворян- все, что было в России в 18-19 веках

19. Что, по вашему мнению, определяет самобытность русской литературной классики, её непреходящую художественную ценность? Сформулируйте вашу позицию в кратком эссе на данную тему.

Как и любое наследие классиков литературы, наше, непременно, самобытно. Это определили многие факторы, к примеру, общие настроения в обществе в момент написания произведения автором. В нашей стране происходило достаточно много изменений, как политических, так и формальных, что повлияло на произведения, появляющиеся от рук авторов. Художественная ценность же, как и у искусства любой другой страны, заключается в особой эксклюзивности и подлинности материалов.

20. Обратившись к обзору, завершающему курс, подумайте над вопросом: в чём проявляется непрерывность историко-литературного процесса, его преемственность?

Преемственность - это заимствование, подражание, и продолжение.

Не только иностранные слова стали слишком часто заимствоваться, но и конструкции, не свойственные русскому языку того времени.

Разговорные жанры тоже сохранялись, в баснях Крылова, например, и сбор народного творчества начался активно, чем творческие люди не ограничились, а стали писать в жанре "под разговорную народную речь".

В целом, наши писатели и поэты 18 века обратили пристальное внимание на заграничные жанры. И довольно не плохо, ведь пользовались уже готовыми наработками заграничного опыта, который собирался и вытачивался у местных несколько веков.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: