ГДЗ по литературе 9 класс Зинин часть 2 Пушкин А.С









1. Известно мнение критиков и собратьев по перу о многотемности, всеохватности пушкинской лирики. Каков ваш опыт прочтения Пушкина? Какие темы и мотивы его лирики оказались вам особенно близки? Приведите конкретные примеры из стихотворений.

Пушкин затрагивал многие темы в своей поэзии, одной из них была тема дружбы. Эта тема представлена такими стихами как "И.И. Пущину", "19 октября" "Друзьям" - нередко тема дружбы связана с лицейской жизнью, ведь именно в Царскосельском лицее Пушкин обзавелся первыми друзьями, многие из которых остались с ним на протяжении всей его жизни.
Тема любви у Пушкина представлена многими стихами, наиболее известные "Керн", "Мадонна" "Я вас любил". Пушкин был человеком очень влюбчивым, поэтому его любовная лирика посвящена не одной женщине.
Очень ярко представлена тема свободы в его стихах. "Анчар" "Арион" "Вольность", "К Чаадаеву" являются доказательствами его свободолюбивой души.
Как и многие поэты, Пушкин обращается к теме поэта и поэзии. "Разговор книгопродавца с поэтом" "Поэт" "Я памятник себе воздвиг нерукотворный".
Также поэт затрагивает философскую тему, размышляет о жизни и смерти, смене поколений. Примером может служить стихотворение "Вновь я посетил.."
И конечно, как и у любого поэта, Пушкин обращается к теме природы. "Зимнее утро" "Осень"

2. На какие этапы делится творчество Пушкина? Кратко охарактеризуйте каждый из них. Как повлияли на внутреннюю логику творческого пути поэта личностные, индивидуальные особенности его дара и внешние, исторические обстоятельства русской жизни первой трети XIX века?

1-Лицейские годы творчества 2-Лирика дружбы 3-Творчество Петербург 1817-1820 4- Пушкин на Юге 5-Пушкин в Михайловском 1824-1826 6-Болдинская осень-самое плодотворное время 7-Пушкин камер-юнкер, последние труднейшие годы творчества: "Песни западных славян","Вновь я посетил...", повесть "АРАП Петра Великого"- не закончена.

3. Охарактеризуйте лицейский, «ученический» период творчества Пушкина. Как соединяются в нём «чужие» влияния и самобытные, пушкинские образы и мотивы? Проанализируйте с этих позиций произведения поэта «эпикурейской» тематики («Блаженство», «Друзьям», «К Наталье» и др.).

В «лицейский период» творчества Пушкина мы включаем не только эпоху его пребывания в Царском Селе (1813-1817), но и время его жизни в Петербурге 1817-1820. Самая характерная черта пушкинской поэзии того и другого времени – яркое преобладание в ней ложноклассических и просветительско-эпикурейских влияний. (Подробнее – см. в статье Периоды творчества Пушкина). Ещё в родительском доме мальчика-поэта окружали французские влияния: преклонение перед Мольером, Корнелем и Расином и увлечение французской «легкой поэзией» [1] – вот атмосфера, в которой воспитывались детские литературные вкусы Пушкина.

4. Что определило специфику «петербургского» периода пушкинского творчества? Как повлияли на него общественные настроения в России 1820-х годов? Какие идеи нашли своё выражение в «политических» произведениях поэта (стихотворения «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву» и др.)?

1.Петербургский период — время приобщения Пушкина к либеральным ценностям и время общения с членами тайных организаций — будущими декабристами. Творчество поэта формируется в кругу молодых вольнодумцев. Лирика Пушкина хранит как следы воздействия молодых либералов, так и следы сопротивления их программным установкам. Поэт ищет и прокладывает особый путь в жизни и литературе.
2.С одной стороны, поэт предстает перед нами как"поклонник вина и любви в ее земном воплощении".  
С другой же стороны, Пушкин в это время жадно впитывает самые последние идеи своего времени. Это было время «брожения умов», когда самые честные или самые честолюбивые мечтали прославиться во славу России.
3.Люди пушкинского поколения мечтали о свободе в самом широком смысле слова. Свобода для них — это и политическое освобождение от "гнета власти роковой"Свобода становится социальным ,нравственным и философским идеалом Пушкина

5. В чём своеобразие «южных» стихотворений и поэм Пушкина? Как проявилось в них влияние поэзии Дж.Г. Байрона? Что определяет звучание сюжетов и образов в произведениях данного периода?

Пребывание А. С. Пушкина на юге России (Кишинев) было ознаменовано важными переменами в его художественном развитии.

Пушкин создал новый жанр русской поэзии — оригинальную русскую романтическую поэму. К этому жанру относятся поэмы, написанные в период с 1820 по 1824 год: «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан». Завершает цикл «южных» поэм поэма «Цыганы», написанная в Михайловском и явно порывающая с романтизмом. Романтический период в пушкинском творчестве — это переходный этап к реализму.

Реалистические тенденции в пушкинском романтизме обусловили и своеобразие задач, которые поэт ставил перед собой, создавая романтические поэмы. Их основная тема — неудовлетворенность героев действительностью и поиски социальной гармонии. Активное отрицание всего того, что сковывает и калечит людей. Сюжеты «южных» поэм весьма индивидуальны и исключительны, но в основе каждого из них лежит реальный факт. Каждый герой наделен какой-либо доминирующей чертой: пленник – разочарованностью, братья-разбойники – стремлением к воли, Мария – духовностью «Кавказский пленник» - поэма байронического толка («Паломничество Чайльд-Гарольда»). Пленник наследует разочарованность и изгнанничество.

«Братья-разбойники» - герои сугубо русские, поэма насыщена просторечными оборотами, словами, фольклорной образностью. Ищет повествовательный слог, мысль, чувства.

«Бахчисарайский фонтан» - наиболее байроническое. Герой более всего похож на злодея с высокими чувствами. Очевидна отрывочность формы, намеренная разорванность рассказа, неясность, тайна, лиризм.

«Цыганы» - разочарование в романтических идеалах: в возвышенном герое, в высоком предназначении поэзии, в романтической вечной любви.

Испытав сильное влияние великого английского поэта Байрона, Пушкин не стал его подражателем. Его «южные» поэмы отличаются от восточных поэм Байрона единством любовной и социальной проблематики при главенстве социальных мотивов; изображением глубоко жизненных событий и лиц, природы и нравов в свойственных им «местных красках»; противопоставлением человеческого мира миру демоническому, загадочному. Переживания героев, патетика изображены Пушкиным в единстве с эпической характеристикой их
жизненных обстоятельств. В. Г. Белинский сказал о Пушкине: «Он заботился не о том, чтобы походить на Байрона, а о том, чтоб быть самим собою и быть верным той действительности. которая просилась под его перо».

6*. Как в поэме «Кавказский пленник» решается проблема соотношения любви и свободы как абсолютных ценностей человеческого бытия? Сопоставьте проблематику поэмы с содержанием «Бахчисарайского фонтана» и «Цыган» с точки зрения воплощения авторского идеала. Каково соотношение «автор — герой» в пушкинских «южных» поэмах?

Поэма «Кавказский пленник» возникла из лирики Пушкина периода пребывания на Кавказе. «Пленник» — этот образ обобщённый, образ «героя романтического стихотворения». Он происходит не из облика самого Пушкина, а из его лирического героя, знакомого нам по крымскому циклу элегий, по теме изгнания-бегства в южной лирике поэта. Лирическое происхождение героя поэмы побудило Пушкина отказаться от определения «поэма» и предпочесть название «повесть». Но принято говорить о «романтической поэме», своеобразие которой заключается в сочетании лирического и эпического. «Кавказский пленник» построен так, что даёт основание видеть жанровые признаки поэмы: есть эпический сюжет (плен и бегство героя, самоубийство черкешенки), есть действующий герой, который находится в центре внимания. Автор, казалось бы, отступает вглубь текста и не позволяет себе лирических отступлений. И всё же «Кавказский пленник» – поэма романтическая, пронизанная лирическим голосом автора. В первой «южной» поэме автор отождествляется со своим героем с помощью приёма несобственно прямой речи. Говоря о Пленнике в третьем лице, автор передаёт его мысли и чувства. Пленник часто говорит языком лирических стихотворений Пушкина: Но вы, живые впечатленья, Первоначальная любовь, Небесный пламень упоенья, Не прилетаете вы вновь. Всё это похоже на элегического героя Пушкина, тоскующего об утраченной любви и молодости. Но Пленник отличается от героя лирики Пушкина более сложным характером. Он не только сосредоточен на своей тоске, но вместе с тем обнаруживает родственность своих душевных устремлений и вольных нравов горцев. Пленнику близки нравы горцев: Меж горцев пленник наблюдал Их веру, нравы, воспитанье

7. Каково значение для творчества поэта стихотворения «михайловского» периода «Разговор книгопродавца с поэтом»? Какова роль диалога в раскрытии идейного содержания стихотворения?

Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» создано в сентябре 1824 года в Михайловском. Этот период творчества Пушкина характеризуется переходом к суровому реализму, поэтому в произведении звучит мотив прощания с романтизмом. Стихотворение написано на актуальную для того времени тему восприятия литературного труда, как профессии и способа заработать на жизнь. Эти вопросы остро волновали автора, поскольку он, борясь с аристократическими предрассудками своей общественной среды, одним из первых начал жить на литературный заработок. Произведение «Разговор книгопродавца с поэтом» относится к силлабо-тоническому стихосложению, его размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмой, которая придаёт лёгкость прочтению. Стихотворение представляет собой поединок поэта-романтика и книгопродавца-прагматика, представителя «века торгаша» . В диалоге героев дано резкое противопоставление «поэзии» и «прозы» в широком значении этих слов: «возвышенных» , романтических представлений о действительности — «пира воображенья» , «чудных грёз» , «пламенных восторгов» — и трезвого, «прозаического» восприятия жизни. Автор использует различные тропы с целью более яркого и красочного описания настроения и характеров двух оппонентов: продавца, ищущего выгоду, и поэта, стремящегося к гармонии и одухотворенности мира. Книготорговец считает поэзию лёгкой игрой, баловством, за которое хорошо платят, если поставить его на службу людям, обладающим властью, или светским дамам. В речи прагматика автор использует эпитеты: «плод новый умственных затей» , «сладкозвучные творенья» , «пыльные громады лежалой прозы и стихов» , «докучный звон» , метафоры: «век железный» , «пока на пламени труда кипит, бурлит воображенье» , инверсию и лексический повтор:  Причины ваших огорчений Мне знать нельзя; но исключений Для милых дам ужели нет? Ужели ни одна не стоит Ни вдохновенья, ни страстей  Благодаря художественным приёмам речь книгопродавца противопоставляется языку поэта - волнующему, страстному и неравнодушному, с множеством возвышенных слов. Автор использует сравнения: «от людей, как от могил» , «очи, как небо» , «как божеству, не нужно ей» ; метафоры: «и музы сладостных даров не унижал постыдным торгом» , «безмолвно жизнь моя несется» , «лиры верной» , «одна бы в сердце пламенела лампадой чистою любви» , «утехи юности безумной» , «стон лиры» ; эпитеты: «нежный ум» , «хранитель скупой» , «гордый ум» , «уста волшебные» , «звуки сладкие» ; риторические вопросы и лексические повторы. Особое место в речи поэта занимает описание русской природы, которую так любил А. С. Пушкин. И снова автор применяет изобразительно – выразительные средства языка для создания колоритных образов и пейзажей: «приюты скал и тёмный кров уединенья» , «шум лесов иль вихорь буйный» , «шепот речки тихоструйной» , «моря гул глухой» , «иволги напев живой» . Диалог «романтика» и «прагматика» заканчивается полной победой книготорговца, что ярко подчеркнуто смелым стилистическим приемом. Поэт от восторженных речей переходит на сухой язык коммерческой сделки, и стихотворная речь сменяется прозаической: «Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся» . Этот приём символизирует стремление освободиться от беспочвенных и бесплодных мечтаний, сохранив в неприкосновенности свою внутреннюю свободу и неподкупную совесть художника: «Не продается вдохновенье, // Но можно рукопись продать» . Формула, выраженная в антитезе, определит отношение к творчеству в условиях «века торгаша» не только самого Пушкина, но и последующих русских писателей-классиков.

8. Как раскрывается тема лицейского братства в стихотворении «19 октября» (1825)? Что отличает «юбилейную» лирику Пушкина от дружеских посланий ранних лет?

Пушкин чувствует себя одиноким без лицейских друзей. Поэтому он с теплотой вспоминает самых близких ему по духу людей: Дельвига, Горчакова, Кюхельбекера, Пущина. Их связывали не только игры и учёба, но и дух Лицея. Ранняя лирика, посвящённая дружбе, пронизана оптимизмом и желанием поскорее вырваться на свободу. А поздняя - тоской по искренним отношениям с друзьями. В более ранних стихах поэт иногда подтрунивает над друзьями, а в юбилейном стихотворении, наоборот, отношение серьёзное и торжественное.

9. В чём заключается художественно-эстетическое и духовное богатство пушкинской любовной лирики? Проанализируйте с этой точки зрения один из шедевров поэта.

Пушкин смотрел на мир с любовью - во многих его стиха присутствует нотка благосклонности ( любви). он умел передавать свою любовь и свое самовыражение через стихи и другие произведения. любовь - это и есть основное духовное богатство, которым Пушкин восхищался. именно любовью его стихи и богаты.

10. Почему стихотворение «Пророк» (1826) считается «поворотным» явлением в пушкинской творческой биографии? Какова роль библейских мотивов и образов в «Пророке»?

Пушкин создает аллегорическое стихотворение “Пророк”, написанное, непосредственно под впечатлением кровавой расправы с декабристами в 1826 году. Стихотворение представляет собой поэтическое переложение одной из легенд библии. Пушкин умышленно сохраняет старинный библейский стиль и вводит церковнославянские слова. В облике пророка выступает поэт, несущий свое пламенное слово в народ.

11. В каких произведениях поэта затрагивается тема художника и власти? Каким образом она раскрывается в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный »?

Самовластительный Злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу. Читают на твоем челе Печать проклятия народы, Ты ужас мира, стыд природы, Упрек ты богу на земле. Ода "Вольность"

12*. В чём своеобразие решения исторической темы в трагедии «Борис Годунов»? Каково финальное звучание проблемы власти и народа в пушкинской пьесе?

Продолжая работу над начатым на юге романом “Евгений Онегин”, Пушкин написал в Михайловском четыре главы (третью, четвертую, пятую и шестую), в которых дал реалистические картины помещичьей жизни и быта народа. Другим крупным реалистическим произведением, над которым Пушкин работал с конца 1824 по конец 1825 года, была трагедия “Борис Годунов”.

В этой трагедии Пушкин воскресил “минувший век во всей его истине”, достигнув подлинного историзма.

Какие же силы влияют на ход истории? Декабристы, решая эту проблему, исключительное

значение придавали личностному началу. По их мнению, на ход истории оказывают влияние люди образованного общества. Потому-то декабристы и считали возможным совершить революцию в интересах народных масс.

Писатель и историк Н. М. Карамзин доказывал, что ход исторических событий зависит от усилий самодержавного правительства. Пушкин в своих взглядах резко разошелся и с декабристами, и с Карамзиным. Он признавал движущей силой истории народные массы.

Каковы же взаимоотношения царской власти и народа? Эта острая проблема была поставлена в трагедии “Борис Годунов”. “Что развивается в трагедии?

Какая ее цель? Человек и народ.

Судьба человеческая, судьба народная”, – отвечает Пушкин.

Итак, Судьба человека, кто бы он ни был, простой смертный или царь, связана с народом, обусловлена стихией народной жизни. Как же нужно писателю изображать народ и отдельного человека? Беспристрастно, объективно, следовательно, правдиво. “Что нужно драматическому писателю?” – ставит вопрос Пушкин – и отвечает: “Философия, бесстрастие, государственные мысли историка, догадливость, живость воображения, никакого предрассудка, любимой мысли ”. Что значит “никакой любимой мысли”?

Это значит, что писатель должен показывать не то, что он хотел бы видеть в прошлом, а то, что было в действительности.

На основе этих принципов и создавался “Борис Годунов”.

13. Охарактеризуйте жанровое своеобразие и проблематику «маленьких трагедий». Какие общие темы и мотивы звучат в произведениях этого цикла?

14*. Каковы особенности формы повествования и тематики «Повестей Белкина»? Как соотносятся в них пародийные мотивы и реалистическая «проза жизни»?

Повести Белкина» , созданные осенью 1830 года в селе Болдино и опубликованные в 1831 году, отличаются широтой тематической амплитуды. В них отображены военно-офицерские нравы ( «Выстрел») , мелко-чиновный и аристократический быт ( «Станционный смотритель») , поместно-усадебный уклад ( «Метель» , «Барышня-крестьянка» ) и мещанско-ремесленный обиход ( «Гробовщик» ) 10—20-х годов XIX века. Но их основная проблематика — маленький, бедный человек, его положение в обществе ( «Станционный смотритель») , социальные противоречия и нравственное достоинство ( «Выстрел») , человеческое счастье ( «Метель» , «Барышня-крестьянка») , желания и стремления мещанско-ремесленных кругов ( «Гробовщик») .  

Повести» ведутся от имени добродушного, скромного, небогатого либерального помещика Белкина, вымышленного лица, придающего художественному повествованию впечатление полной достоверности. Белкин сообщает, что все случаи им услышаны от разных лиц, а ведущим, все объединяющим рассказчиком остается он сам. Но сквозь образы рассказчиков, особенно в эпиграфах, ремарках и отступлениях, явно ощутим облик самого Пушкина.  

Повести Белкина» проникнуты просвещенно-дворянским гуманизмом. В своей основе они оптимистичны. С наибольшей силой пушкинский гуманизм раскрылся в повести «Станционный смотритель» . Пушкин продолжает здесь на совершенно новой основе разработку образа «маленького человека» , начатую еще сентименталистами ( «Бедная Лиза» Карамзина) . Новое в облике Вырина — пробуждение человеческого достоинства и начало протеста. Обиженный судьбою и людьми, Вырин стал обобщением страдания, бесправия.  

В «Барышне-крестьянке» идиллическая любовь между крестьянкой и чувствительным барином комически представлена им во взаимоотношениях Алексея и Лизы, переодевающейся в крестьянское платье.  

Если не считать Сильвио ( «Выстрел») , отличающегося необычной волей и гордостью, изображаемого в значительной мере романтическими красками, сообщающими ему односторонность и загадочность, действующие лица «Повестей Белкина» — простые, обычные, заурядные люди. Воссоздавая их, Пушкин не обращается к приемам детального психологического анализа. Не увлекает его и подробная обрисовка окружающей их социально-бытовой среды. Персонажи «Повестей Белкина» , конкретные, ясные, воплощаются средствами емкой, краткой реалистической выразительности. Они проявляются по преимуществу в поступках и действиях, при этом всегда естественных, чуждых и преувеличенной страстности и приторной чувствительности.  

Описания их внешности также до крайности сжаты. «Стройная, бледная семнадцатилетняя девица» — вот все, что сказано о внешнем облике героини «Метели".  

 

Внезапные, неожиданные повороты в судьбе героев ( «Выстрел» , «Станционный смотритель») , смены внимания то к одному, то к другому герою, создающие перерывы в развитии событий ( «Метель») , острые, эффектные и ложные ситуации, определяемые то случайностью ( «Метель») , то фантастикой сна ( «Гробовщик») , то переодеванием ( «Барышня-крестьянка» ) придают действию «Повестей Белкина» стремительность, напряженность, живость.  

 

Явные приемы интриги, используемые Пушкиным в композиции «Повестей Белкина» , привносят в них элементы тайны, авантюры, но при этом никогда не делают их запутанными. Они остаются в своей основе сюжетно ясными, легко воспринимаемыми

15. Что составляет философскую проблематику поздней лирики Пушкина? Проанализируйте одно из произведений данного пе­риода.

Философские размышления о смысле жизни, ностальгия по ушедшим дням. Теме жизни и смерти посвящено прекрасное стихотворение поэта "Брожу ли я вдоль улиц шумных... "В стихотворении говорится о неизбежности смерти. Но, несмотря на грустную тему, стихотворение просветлено мудрым взглядом на мир, несмотря на тоску по юности, Пушкин уступает место новому, молодому поколению: Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести. В стихотворении ощущается светлая грусть и смирение. Мысли Пушкина о смерти неотделимы от мыслей о вечности:
И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять. Еще одно стихотворение о размышлениях о жизни-"Вновь я посетил... "Это произведение Пушкина не просто философское и грустное, оно возвышенное и светлое. Пушкин понимает, что его время прошло, и он смиренно приветствует новое поколение: Здравствуй, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст, Когда перерастешь моих знакомцев И старую главу их заслонишь От глаз прохожего. Но пусть мой внук Услышит ваш приветный шум, когда, С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет. И в этом, и во многих других философских стихотворениях поэт открывает самые простые и вечные истины. Именно благодаря простоте философская лирика Пушкина стала бессмертной классикой.

16. Перечитайте начало «Вступления» к поэме «Медный всадник» («На берегу пустынных волн...»). Как в нём представлена главная антитеза «петербургской повести» — власть и народ, государство и «маленький человек»? Как соотносятся в повествовании две «точки ви́дения»: «и вдаль глядел» — «пред ним»? Почему Пётр не назван по имени, а предстаёт как условная фигура («стоял он...»)?

17. В чём заключается принципиальная неразрешимость конфликта великого Петра и «бедного» Евгения? Почему так озлобленно-непримиримы конфликтные стороны («назло надменному соседу», «ужо тебе»)?

Неразрешенность конфликта заключается в отношении власти к народа. Пушкин показывает всю проблему в этих двух героях. Надменную власть - в Петре, простого человека - в Евгение. Во время бедствия Евгений как бы обращается к великому, он стоит перед его памятником: "И, обращен к нему спиною, В неколебимой вышине, Над возмущенною Невою Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне" Строки отражают весь смысл конфликта(власти нет дела до простого люда).

Пушкин неспроста в начале своего произведения восхищается городом и самим Петром. Он рисует лишь общую картину, а затем углубляется в главную проблему. Царю нет совершенно никакого дела до простого человека, у которого тоже есть душа и он личность. Здесь Евгений больше не видит Петра как спасителя, он испытывает злость и чувствует свою беспомощность: "И прямо в темной вышине Над огражденною скалою Кумир с простертою рукою Сидел на бронзовом коне..". Сошедший с ума Евгений не в силах сдержать себя от бездействия власти: Вскипела кровь. Он мрачен стал Пред горделивый истуканом И, зубы стиснув, пальцы сжав, Как обуянный силой черной, "Добро, строитель чудотворный!- Шепнул он, злобно задрожав,- Ужо тебе...!" Пушкин теперь показывает в лице Петра всю русскую власть от лица обычного жителя. Пётр больше не вызывает восхищения. Поэт использует такие эпитеты, как: "кумир с простертою рукою", " горделивый истукан". Евгения начинает "преследовать" "Всадник Медный" из-за его слов в сторону правителя. Это ярко отражает силу власти над народом. Борьба правительства и простых людей актуальна и по сей день. Многие власть имущие не прислушиваются ко мнению народа и оттого возникают конфликты и разногласия сторон.

18. Прокомментируйте два высказывания о противостоянии Петра и Евгения в поэме Пушкина: «И смиренным сердцем признаём мы торжество общего над частным, не отказываясь от нашего сочувствия к страданию этого частного...» (В.Г. Белинский), «Две правды на весах истории — торжественная, победная правда Петра и скромная правда Евгения» (Б.С. Мейлах).

19*. Как представлена «петровская» тема в творчестве Пушкина? Как авторская концепция истории в «Медном всаднике» соотносится с проблематикой других пушкинских произведений о Петре («Полтава», «Пир Петра Первого», «Арап Петра Великого» и др.)?

20. В чём «дьявольская разница» (выражение А.С. Пушкина) между традиционным романом и романом в стихах «Евгений Онегин»? Какова сюжетно-композиционная структура романа?

Вяземскому поэт напишет, что начал «Евгений Онегин», у которого дьявольская разница c другими романами. Созданный им роман в стихах уникален. Написанный оригинальной онегинской строфой, он представляет собой лиро-эпическое создание, сохраняя все жанровые особенности романа: большой объем, сюжет, множество действующих лиц, а стихотворное изложение дало определенную творческую свободу для авторских отступлений. Композиционно «Евгений Онегин» отличен тем, что нет классических начала и финала. Эта незавершенность романа сохраняет возможность продолжения истории героев.

21. Что представляет собой «онегинская строфа»? Проиллюстрируйте её особенности на примере конкретной строфы из «Евгения Онегина».

22. Как представлен в романе «онегинский тип»? (С привлечением материала статей 8—9 из работы В.Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина».) Неизменна ли авторская оценка главного героя на протяжении повествования? Что сближает и что отдаляет друг от друга Онегина и автора?

23. Как развиваются в пушкинском романе параллели «Онегин — Ленский» и «Онегин — Татьяна»? Что явилось причиной «поражения» главного героя в дружбе и любви?

Параллель "Онегин-Ленский" быстра и стремительна. Они становятся друзьями от скуки, хотя чужды друг другу. Лёд и пламень, они несовместимы! Онегин обрывает параллель, убивает друга на дуэли, сожалеет и раскаивается, но друга не вернуть, он зарыт и быстро всеми забыт. Онегин погубил святую душу, убил идеального человека того времени, Онегину чуждо чувство сострадания, он скучен и занят собой.
  Параллель "Онегин-Татьяна"-скоротечна, Онегин честен с Татьяной, он не любит её и спешит ей не оставить иллюзий, но как он ошибается! Проходит время и он влюблён в ту, которую отверг и забыл. Онегин готов ловить её взгляды и следовать за её тенью, но увы-Татьяна замужем и верна князю. Онегин растоптан, он терпит крах там, где считал себя неотразимым.
  Поражение Онегин нанёс себе сам! Он неспособен дружить, ему чужды идеалы товарищества, он не умеет уступать и быть благородным. Он убил друга просто так, без причины. Неспособность дружить говорит о том, что Онегину никто не нужен, он считает себя выше других. Тоже происходит с Татьяной, он отвергает её любовь. Проходит время и он видит умную, влиятельную и очень привлекательную даму в лице Татьяны. Он сломлен, ошарашен, влюблён, но она холодна и неприступна. У неё есть честь и чувство долга, которое отсутствует у Онегина, он лишний человек, так как живёт не по принципам жизни, а как эгоист. Общество отвергает тех, кто не способен на дружбу и смеётся над любовью.

24. Каким предстаёт в романе «Татьяны милый идеал»? В чём обаяние героини?

Евгений Онегин в начале  романа  представлен как легкомысленный молодой человек, его интересуют только собственные развлечения. Однако встреча с героиней меняет его, после этого события он начинает думать о своих прошлых поступках, в большинстве из них испытывает раскаяние (дуэль с Ленским).

Татьяна - это образ настоящей русской девушки. Она мечтательна, предана своим принципам, любит читать французские романы. Пушкин намерено создал именно такой образ главной героини.

25. Как представлены в романе различные «срезы» жизни русского дворянства? Что отличает петербургский, московский и провинциальный дворянский быт? Какой из них ближе автору? Главному герою?

Что отличает петербургский,  московский и провинциальный дворянский быт?

Петербургский быт полностью подчинён развлечениям- балы, опера,  театры, рестораны, приёмы. Всё для праздной лени, золотой молодёжи. Жизнь по "привычке", следуя законам моды, скука и разочарование, как результат прожигания жизни.

Московский быт более спокоен, размерен, никто не бежит за жизнью, а жизнь идёт своим чередом. Приёмы, балы, скучные и пустые разговоры, полные бессмысленной болтовни. Театры, опера не так популярны, нет гонки за модой, зато в фаворе "ярмарки невест" и выгодные браки.

Провинциальный быт скушен, как и сельское дворянство. Вечера,  справление именин, приёмы соседей по праздникам.  Охота,  рыбалка, разведение собак и руководство хозяйством, таков удел провинции. Отсутствие духовной жизни, омертвление душ и старение тел, от излишеств и безделия.

Какой из них ближе к автору? Главному герою?

Автору и главному герою дорог Петербург, но с прогрессивными взглядами на жизнь и стремительно развивающимся обществом.  Автору милы балы, прелестны рестораны, кафе, прогулки на набережных, живые разговоры на Западе, а главному герою это всё прискучило дома. Автор ценит дружбу, воспевает любовь, семья для него святое, а главный герой-лишний человек, отвергнутый обществом.

26. В чём смысл «открытого» финала «Евгения Онегина»? Каково ваше понимание «энциклопедизма» пушкинского «свободного романа»?

На мой взгляд, вопрос очень интересный, поскольку «роман в стихах» не был доведен до привычных, так сказать, «естественных» фабульных границ-герой «жив и не женат», - многие друзья поэта убеждали его продолжить, свое произведение, но даже если бы 10 глава и правда была включена в роман, то есть большая разница. возможно Пушкин дает нам возможность  переосмыслить все прочитанное и все-таки додумать финал самим, таким,  каким мы хотели бы его видеть, это как бы символизирует судьбу главного героя: такая незаконченная, недополненная...хотя, не всегда открытый финал кажется нам незавершенным, например некоторым читателям вполне хватает того, что в заключенье написал автор. Для каждого эта "неопущенная ширма" значит что-то особенное и свое.

 

Смотрите также: