menu
person


ГДЗ по русскому языку Герасименко § 15. Группы слов



67. Укажите общее в лексическом значении слов каждой из тематических групп и дополните их примерами.

1. Араб, болгарин, венгр, русский – группы народов 2. Дискета, монитор, файл, мышка – комплектующие компьютера 3. Адвокат, прокурор, судья, юрист – профессии. 4. Аудитория, конспектировать, лекция, студент – учеба.

 

68. Прочитайте. Определите, какой темой объединены пословицы. Сформируйте и запишите группы слов, объединенных этой темой.

1. Наследство — ни дар, ни купля. 2. Меньшому сыну отцовский двор — старшему новоселье. 3. Чем дарят, тем не корят. 4. Подарки любят отдарки. 5. Дар дара ждет. 6. Не дорог подарок, дорога любовь.

Темы дары и подарки

 

69. Прочитайте стихотворение Н. Рубцова «Медведь». Выделите слова, образующие текстовую тематическую группу. Вставьте пропущенные буквы. Какое правило русской орфографии необходимо вспомнить?

В медведя выстрелил лесник.

Могучий зверь к сосне приник.

Застряла дробь в лохматом теле.

Глаза медведя слез полны:

За что его убить хотели?

Медведь не чувствовал вины!

Домой отправился медведь,

Чтоб горько дома пореветь...

 

70. Назовите лишнее в группе слов. Мотивируйте свой ответ.

1. Театр аплодировал — в остальных примерах слова кабинет, дом использованы в прямых значениях. 2. Коридор окрашен — в остальных примерах использованы слова класс, стадион в метонимических значениях. 3. Выпил молоко — в остальных примерах слово молоко использовано в метафорических значениях.

 

71. Найдите лишнее в группе слов. Мотивируйте свой ответ.

1. Страус — название птицы в группе слов семантического поля «география». 2. Свиристель — наименование птицы среди слов, называющих породы собак. 3. Козодой — наименование птицы среди слов, называющих людей по профессии.

Право писание: атлас, компас, свиристель, шофер, столяр.

 

72. Спишите, выбирая нужный вариант. Выпишите слова в прямых значениях, предложите свое толкование этих значений. Выделите слова в переносных значениях, укажите их типы. Выделите фразеологизм.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук хватает на лету и закрепляет вдруг И темный бред души и трав неясный запах.  (Ф.) 2. Сквозь морозные ресницы утро смотрит на синицу. На синицу, на березу, драгоценную с мороза. (Утк.) 3. По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается. (Ник.) 4. Не о закате, не о зыби, что серебрится вдалеке, — народ беседует о рыбе, о сплаве леса на реке. (Марш.) 5. На горных вершинах ветер в узорах ветвей трепетал. (Бальм.)

 

73. Прочитайте текст. Укажите слова в переносных значениях, тропы. Составьте и запишите рассказ о встрече с каким-либо произведением искусства или изложите данный текст.

Настя вошла в комнату, оглядела ее и вздохнула.

Как хорошо! Она смотрела на картину на стене и не расслышала последних слов Толи. Ей казалось, что она уже давно видела то, что было изображено на картине, но никак не могла вспомнить где.

Голубоватые сумерки простирались над морем, над равниной тусклой и тихой воды, а вдали, на берегу какой-то неизвестной страны, горели желтые портовые фонари. Их свет отражался в воде длинными столбами. И одна-единственная, страшно отдаленная звезда блестела в небе, похожая на туман, — печальная звезда, спутница кораблей. «Что там, на берегу?» — думала Настя.

Она долго смотрела на картину с сумеречным морем и огнями, потом заметила около этой картины старую морскую карту. Какие-то синие реки впадали на ней в зеленый океан, маяки были очерчены тонкими кружками. В углу карты Настя увидела нарисованную тушью звезду и над нею надпись «Роза ветров».

 

74. Из текста предшествующего упражнения выпишите слова, которые можно отнести к одной текстовой тематической группе, лексикосемантической группе. Назовите группы, дополните их состав своими примерами.

Море, карта, берег, корабль, портовые фонари – морская тематика

 

 

 






Вы просматриваете решебник ГДЗ по русскому языку Герасименко параграф 15

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):