menu
person


ГДЗ по русскому языку Герасименко § 153. Понятие о сложном предложении



690. Обозначьте границы между грамматическими частями сложного предложения. Выпишите из приведенных сложных предложений все части, ничего в них не меняя. Найдите в выписанных частях сказуемые и подлежащие, если они есть, подчеркните формы глагола. Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание.

1. Солнце согревало меня, и я закрывал глаза, чувствуя себя бесконечно счастливым. (Б.) 2. То солнце тусклое блестит, то туча черная висит. (Н.) 3. По далеким и мерным ударам я узнал, что подходит прилив. (Бл.) 4. Мне верить хочется, что сердце не игрушка. (Заб.) 5. Вот вас бы с тетушкою совесть, чтоб всех знакомых перечесть. (Гр.) 6. А сейчас, как глаза закрою, вижу только родительский дом. (Ес.) 7. Над Невою резво вьются флаги пестрые судов; звучно с лодок раздаются песни дружные гребцов. (П.)

 

691. Прочитайте выразительно. Определите, чем отличаются предложения под четными номерами от предложений под нечетными номерами.

 

1. Настанет ночь — и звучными волнами стихия бьет о берег свой. (Ф. Т.) 2. Со мной приключилась большая беда: сердце любить перестало. (Тат.) 3. Вот попрекать мне станут, что без толку всегда журю. (Гр.) 4. Сойдешь с дороги — вязнут ноги. (Тарк.) 5. В первый миг пробужденья, едва развеется темь, праздную дня рожденье. (Тат.) 6. Выйду в лес — в лесу звенит капель. (Рыл.)

 

692. Прочитайте предложения. Выпишите сначала предложения, части которых соединены сочинительными союзами, а затем предложения с подчинительными союзами.

Сочинительные

2. Земное сердце стынет вновь, но стужу я встречаю грудью. (Бл.)

3. Пока нас не выкинули, все стулья должны быть осмотрены. (И, и П.)

5. Спокойно дремлет день над тихими полями, и веют прелестью раздумья вечера. (Б.)

6. Диву царь Салтан дивится, а Гвидон-то злится, злится. (П.)

 

Подчинительные

1. Домики были малы, потому что предназначены для приезжих холостых кавалеров. (Тын.)

 4. Сел Бадда на кобылу верхом да версту проскакал, так что пыль столбом. (П.)

 

693. Спишите предложения. Определите, местоимением или местоименным наречием выражено союзное слово. Подчеркните союзные слова в соответствии с той ролью, какую они играют в предложении.

1. Знание — рудник, который никогда не исчерпаешь. (Посл.) 2. Неизвестно, о чем думал в эту минуту Тибул. (Ол.) 3. Труба, что взял горнист, изогнута покато. (Тат.) 4. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть. (Булг.) 5. В течение нескольких минут разведчики слушали, откуда доносится звук. (Кат.) 6. Киплинг — единственный из английских писателей, чьи сочинения заслужили высокую честь выйти полным собранием еще при жизни автора. (Пауст.)

 

694. Прочитайте предложения. Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем — с союзными словами.

Подчинительные

2. Все это было сделано так неожиданно и быстро, что девочка, пораженная удивлением, не могла сказать ни слова. (Кор.)

3. Воздух только изредка дрожал, как дрожит вода, возмущенная падением ветки. (Т.)

 

Сочинительные

1. Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. (Л.)

4. Где нет знаний — там нет и смелости. (Посл.)

5. Откуда ветер, оттуда и дождь. (Посл.)

 

695. Спишите предложения. Подчеркните грамматические основы в частях сложных предложений. Выделите указательные слова в главной части, к которым или через посредство которых при помощи союзного слова присоединяется придаточная часть.

1. Талант — это способность лично выразить то самое, за что боролись многие бессознательно. (Пришв.) 2. Нет таких звуков, красок, образов, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения, (Пауст.) 3. Где любовь да совет, там и горя нет. (Посл.) 4. Надо дать жизнь такой книге, которая бы звучала и жила долго, (Ш.) 5. Пусть тот, чья честь не без укора, страшится мнения людей. (А. К. Т.) 6. Где-то за садом несмело, там, где калина цветет, нежная девушка в белом нежную песню поет. (Ес.)

 

696. Спишите предложения. Определите, какая из их частей характеризуется неполнотой. Каким членом предложения она должна быть распространена?

1. Снова стало слышно, как ручей гремит на дне пропасти. (Пауст.) 2. Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь. (Ес.) 3. Гайдар поселился в большом доме, выходившем на сельскую улицу, а я — в бывшей баньке, в глубине сада. (Пауст.) 4. Я встал, подошел к окну: за окнами все было снежно и безмолвно. (Пауст.) 5. Калиныч стоял ближе к природе, Хорь же — к людям, к обществу. (Т.) 6. Ему послышалось, будто птица поет. (Ч.)

 

697. Спишите предложения. Определите формы глаголов в каждой части. Какое значение появляется в результате такого соотношения?

1. А ведь мы могли и не знать человека, не обладай он еще одним высоким талантом — талантом рассказчика. (Песк.) 2. Когда Троекуров пришел к обеду, гости направились к нему. (П.) 3. Держись за правду — будут за тебя держаться все честные люди. (Посл.) 4. Тишина, стоявшая в низкорослом полесье, встретила нас, как только мы выехали за ворота усадьбы. (Пауст.) 5. Любишь кататься — люби и саночки возить. (Посл.) 6. Река долго не замерзала; от ее зеленой воды поднимался пар. (Пауст.)

 

698. Прочитайте предложения. Определите, возможно ли поменять местами части в сложном предложении.

1. Снег становился все белее и ярче, так что слепило глаза. (Пауст.) 2. Потом все стихло, и только морская даль все так же монотонно, негромко шумела. (Пауст.) 3. Вот полянка, где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. (Пришв.) 4. Прямая асфальтированная дорога, по краям которой стояли ровные лиственницы, привела меня в Читу. (Песк.) 5. Снег растаял быстро, как по волшебству, вешние воды прошли буйно, так что в начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки. (Л. Т.)

 

699. Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Назовите средства, при помощи которых создается структурно-смысловое единство сложного предложения.

 

1 И старики сквозь сон чувствуют, как одинок и беспомощен их хуторок в этом бушующем море степных снегов. (Б.)

2. Об этих зимних вечерах которые он проводил вдвоем с няней не раз упоминает Пушкин в письмах из Михайловского. (Т.-В.)

3. Последние слова были произнесены с такой силой, что каре волос на голове Ипполита Матвеевича колыхнулось в разные стороны.

4. Все то чего коснется человек озаренно его душой живою. (Ахм.)

5. Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, тo-есть именно такая, как бываю.т гостиницы в губернских городах. (Г.)

6. Плотно заперты ворота, вечер верен, ветер тих. (Ахм.)

 

a,ну и - Синтаксическая, или грамматическая, форма сложного предложения — это его смысловое и структурное единство, которое создается рядом языковых средств: интонацией, употреблением союзов, некоторыми особенностями лексического состава и синтаксического строения частей, соотношением форм сказуемых, порядком следования частей.

 






Вы просматриваете решебник ГДЗ по русскому языку Герасименко параграф 153

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):