ГДЗ по русскому языку Герасименко § 159. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

720. Определите, из скольких частей состоят следующие сложносочиненные предложения. Выделите присоединительные союзы, расставьте недостающие знаки препинания.

1. От него так и несло несокрушимым здоровьем и — странное дело — его медвежеватая фигура не была лишена какой-то своеобразной грации. (Т.) 2. Софронов сын трехаршинный староста по всем признакам человек весьма глупый также пошел за нами да еще присоединился к нам земский Федосеич... (Т.) 3. Учитель был для нее род слуги или мастерового а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною. (П.) 4. Князь уж сердится да и Великатов может обидеться. (Остр.) 5. В молодости Мирониха любила поговорить да и сейчас язык не сточился до конца. (Расп.)

 

1.  из двух частей, союз и

От него так и несло несокрушимым здоровьем, и — странное дело — его медвежеватая фигура не была лишена какой-то своеобразной грации

2. из двух частей, союз да

Софронов сын, трехаршинный староста, по всем признакам человек весьма глупый, также пошел за нами, да еще присоединился к нам земский Федосеич...

3. из двух частей, союз а

Учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною

4. из двух частей, союз да

Князь уж сердится, да и Великатов может обидеться.

5. из двух частей, союз да и

В молодости Мирониха любила поговорить, да и сейчас язык не сточился до конца.

721. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Чем соединены части сложносочиненных предложений? Объясните правописание частиц. Обозначьте сочинительные союзы, указав их значение и отношения между частями. Сделайте схемы 1, 3 и 6-го предложений.

1. (Н..) ветра на земле, (н..) туч на бледном своде! (Л.) 2. Молодые листья лепетали, да зяблики (кое) где пели, да горлинки ворковали все на одном и том (же) дереве, да куковала кукушка, перемещаясь всякий раз. (Т.) 3. Луна взошла сильно багровая и хмурая, звезды так (же) хмурились, (Ч.) 4. То (ли) вода еще была холодна, то (ли) Кадошка еще молод и глуп, только остановился он у воды и (н..) может идти дальше. (Пришв.) 5. Василисе (н..) о чем было говорить, Терентию (же) говорить (н..) хотелось. (Шишк.)

6. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, зато на земле во многих местах намело большие сугробы. (Арс.)

722. Выпишите из текста сложносочиненные предложения. Выделите части предложения и отметьте их границы знаком //. Назовите средства синтаксической связи, определите значения сочинительных союзов. Начертите схемы сложносочиненных предложений. Каковы типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске?

Безлюдный корабль стремился куда-то в океанской ночи. Чернели силуэты надпалубных сооружений, кругом было темно. Но вот я увидел большую оранжевую луну.

Океан тускло мерцал в ее прозрачном ядовитом свете. Громадные неисчислимые валы лениво и мощно катились из мрачной дали и качали корабль. Сейчас он был совершенно пустынным. Словно летучий голландец, несся он по темным безбрежным океанским стихиям. Было в нем что-то загадочное, непонятное: нигде нет людей. А он, этот железный гигант, раздвигая пучины, идет и идет в темноте. Горело лишь несколько сигнальных огней, да на мачтах крутились антенны. Кругом была ночь, исчезла даже луна, кругом властвовала демоническая стихия, а пустынный крейсер шел и шел, стремился куда-то, летел по неведомому курсу. Что-то рокотало, гудело, свистело, и все было таинственно, непонятно: и ночь, и грозная безбрежная эта вода, и этот безлюдный, несущийся в темноте гигант.

723. Прочитайте предложения, запишите их, расставляя знаки препинания и объясняя их постановку. Определите значения союзов, связывающих части сложносочиненных предложений.

1. Была зима, но в последние дни стояла оттепель. (Б.) 2. Луна освещала новый дом, а старый прятался в тени. (Гонч.) 3. Светало и свет еще не погашенных на шоссе фонарей был уже не нужен и неприятен. (Булг.) 4. Из сырой темноты тянуло бурьяном, зато в хате пахло топленым молоком. (Пауст.) 5. И кровь приливала к коже и кудри мои вились... (Цв.)

724. Спишите предложения. Обозначьте грамматические основы в частях. Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

1)Лошадей привязали, (1) однако кучер все никак не мог успокоиться.

1 — сложносочиненное предложение

2)На путях, (1)в вагонах глухо переговаривались казаки да копытили деревянные полы лошади,(2) обеспокоенные паровозными гудками.

1 — однородные члены

2 — причастный оборот

3)Давно октябрь,(1) но не уходит лето...

1 — сложносочиненное предложение

4) Толчок опередил выстрел, (1)и пуля, (2)сбивая хвою с сосен,(3) запела тягуче тонко.

1 — сложносочиненное предложение

2,3 — деепричастный оборот

5) И потраченные деньги пошли прахом,(1) и Карамзин ушел в неудовольствии.

1 — сложносочиненное предложение

Подлежащее

Сказуемое

 

725. Прочитайте предложения. Спишите их, выделяя грамматическую основу в частях, определите значения союзов. Объясните постановку точки с запятой в сложносочиненном предложении.

1. Вошел слуга с каким-то докладом; но Алексей Абрамович не считал нужным его заметить, а слуга не смел потревожить барина. (Герц.) 2. Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся вниз на долину; но густой туман, нахлынувший волнами из ущелий, покрывал ее совершенно... (Л.) 3. Скоро и мы с отцом нашли гнездо груздей; мы также принялись ощупывать их руками и бережно вынимать из-под пелены прошлогодних полусгнивших листьев, проросших всякими лесными травами и цветами. (Акс.) 4. Солнце уже давно встало, когда Рудин пришел к Авдюхину пруду; но не веселое было утро. (Т.)

 

726. Прочитайте и запишите предложения. Объясните постановку тире в сложносочиненном предложении.

1. К морю князь — а лебедь там уж гуляет по волнам. (П.) 2. Взошла луна — и смолкли голоса. (Б.) 3. Щелчок аппарата — и слон мгновенно станет «самым опасным животным Африки». (Песк.) 4. Но дни идут, наскучило ненастье — и сердце жаждет блеска дня и счастья. (Б.)

 

727. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните их постановку.

1. Столпились тесно липы, сосны, клены, над озером смыкаются кольцом и в синеве сплетаются венцом их пышные зеленые короны. (Ю. В.) 2. Открывают лоток и жидкая, как вода, белорозовая, сверкающая серебром бронза по желобкам устремляется в нужное место. (Песк.) 3. Взмахи острых сабель, удары беспощадными пиками и батальона стрелков как не бывало. (Ког.) 4. Как дымкой даль полей закрыв на полчаса, прошел внезапный дождь косыми полосами и снова глубоко синеют небеса над освеженными лесами. (Б.)

 

728. Прочитайте и запишите предложения. Объясните отсутствие занятой между частями сложносочиненного предложения, соединенными союзом и.

1. Жутко тогда было в горной норе одинокому человеку, но до рассвета мерцала его свечечка и до рассвета звучали его молитвы. (Б.) 2. Между тем дождь перестал и тучи рассеялись. (П.) 3. Снова было несколько гроз и несколько раз пришивали пуговицу. (Бел.)

 

729. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

1. Конечно , Чанг никому не мешал _ и никто его не боялся.

Вводная конструкция КОНЕЧНО выделяется запятыми.

Перед союзом И запятая НЕ нужна (хотя это сложное предложение), потому что есть общая вводная конструкция.

2. Ты помнишь ли , как под горою , осеребряемый росою , белелся луч вечернею порою и тишина слетала в лес с небес?

Ставим запятую перед союзом КАК (начало придаточной части).

... , осеребряемый росою , ... - причастный оборот, выделяем его запятыми по правилу: Обособляется определение (в данном случае - это причастный оборот), «оторванное» от главного слова другими членами предложения.

3. По его словам , ему надо мне сказать нечто очень важное _ и он не в силах сделать это в обычной обстановке.  

Вводная конструкция ПО ЕГО СЛОВАМ выделяется запятыми.

Перед союзом И запятая НЕ нужна (хотя это сложное предложение), потому что есть общая вводная конструкция.

4. Только звезды по-весеннему ласково теплились над вершинами деревьев _ и соловьи в чащах пробовали свои голоса.

Перед союзом И запятая НЕ нужна (хотя это сложное предложение), потому что есть общий второстепенный челе ТОЛЬКО

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: