menu
person


ГДЗ по русскому языку Герасименко § 183. Понятие о стилистике и культуре речи



825. Прочтите выразительно и сравните тексты, объединенные одной темой. Определите, в какой ситуации уместно использование каждого текста, кто мог бы быть автором каждого текста, а кто — слушателем или читателем. Обоснуйте свою точку зрения.

I. Лес, точно терем расписной,

лиловый, золотой, багряный,

веселой, пестрою стеной

стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

блестят в лазури голубой.

Как вышки, елочки темнеют,

а между кленами синеют

то там, то здесь, в листве сквозной,

просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

(И. Бунин)

II. Лес — один из основных типов растительности, господствующий ярус которого образован деревьями одного или нескольких видов, с сомкнутыми кронами; для леса характерны также травы, мхи, лишайники. Различают хвойные и лиственные (как чистые, так и смешанные), листопадные и вечнозеленые леса. Лес — это жизненная среда для многих птиц и зверей, источник древесины, ягод, грибов и технического сырья. Биомасса, накапливаемая лесом, составляет 90 % всей наземной биомассы... Имея важное климаторегулирующее, почво- и водозащитное значение, лесной покров Земли является одним из факторов устойчивости биосферы и требует постоянной заботы о его сохранении и возобновлении.

(Большой энциклопедический словарь)

III. Тайга — это почти две трети сибирских пространств. В тайге предполагается создать могучие промышленные комплексы — многие большие и малые производства, потребляющие древесину. Можно понять беспокойство одной учительницы, которая мне писала: «Неужто пойдут все наши прекрасные сибирские леса на капроновые чулки?»

Очень может быть, что все леса на это не пойдут: некоторые ученые уверяют, что «лесоруб в тайге не уничтожает зеленого друга, а освобождает богатырские силы природы, так как тайга — средоточие перестойного леса, вырубка которого означает прежде всего сохранение и упрочение великого лесного богатства».

Не буду оспаривать это утверждение. Допускаю, что в масштабах миллионов гектаров, в общем и целом, так оно и есть — если иначе, пусть об этом спорят специалисты. Но вижу, что часто лесоруб освобождает не богатырскую силу природы, а природу от ее богатырских сил.

«Тайга отступает» — этот кочующий заголовок мало радует задумчивого читателя. Борьбы между тайгою и людьми никакой нет, деревья безоружны перед техникой корчевания и пиления, им не под силу отступать, сохраняясь, — они гибнут. И разбегаются птицы и звери, и лишают нас ресурсов продовольствия.

(Из газет)

IV. — Я вчера вам звонила весь день. Поняла, что в такую погоду вы уехали отдыхать. Вы были в лесу?

— Да, вчера весь день провели на природе.

— Хорошо отдохнули? Есть ли грибы и ягоды?

— Отдохнули чудесно: свежий воздух, птички поют! Грибов еще нет, а ягод и цветов много.

(Из разговорной речи)

 

826. Подберите примеры, показывающие, как об одном и том же можно сказать по-разному в разных ситуациях общения: в бытовом разговоре, и научной книге, в средствах массовой информации, в официально-деловой обстановке или в художественной литературе (поэзии или прозе).

1. Научный стиль:

Весна́ — одно из четырёх времён года, переходный сезон между зимой и летом. Слово имеет древнюю индоевропейскую основу и является родственным к литовскому vasarà — «лето», латыш. pavasaris, др.-инд. vasantás — «весна», vasar — «рано».

2. Художественный стиль:

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

3. Публицистический стиль:

Долгожданное тепло ворвалось во многие города нашей страны.   А что такое весна и почему ее так ждали? Весна - это любимое время года, это хорошее настроение, прогулки, солнечные зайчики... Но весна - это и работы на полях, сев зерновых культур.

4. Официально-деловой стиль:

Доводим до Вашего сведения, что весной происходит обострение сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, как свидетельствуют статистические данные, именно весной наблюдается всплеск заболеваний аллергического характера. В связи с этим просим выделит денежные средства в сумме 5.630 руб (пяти тысяч шестисот тридцати рублей) на закупку необходимых лекарственных препаратов (список прилагается).

5. Разговорный стиль:

- Васька, тебе какое время года больше всего нравится?

- Мне - весна.

- А почему?

- Весной черёмуха расцветает, а мне нравится её запах.

 

827. Выберите из предложенных в предыдущем упражнении тем или придумайте интересную для вас тему и напишите мини-тексты из 7 —10 предложений, которые различались бы только тем, что их употребление уместно в определенной сфере человеческого общения: в быту, в официально-деловой обстановке, на научной конференции, в средствах массовой информации.

 

828. Прочтите фрагменты из произведений художественной литературы. Обратите внимание на наблюдения авторов за речью героев. Сделайте вывод о том, каковы взгляды героев литературных произведений на культуру речи.

I. Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов.

Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.

Все слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:

1. Хамите.

2. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)

3. Знаменито.

4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «мрачный Метя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т.д.)

5. Мрак.

6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «жуткая встреча».)

7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)

8. Не учите меня жить.

9. Как ребенка. («Я бью его, как ребенка» — при игре в карты. «Я его срезала, как ребенка», — как видно, в разговоре с ответственным съемщиком.)

10. Кр-р-расота!

11. Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов.)

12. Поедем на извозчике. (Говорится мужу.)

13. Поедем в таксо. (Знакомым мужского пола.)

14. У вас вся спина белая. (Шутка.)

15. Подумаешь.

16. Уля. (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зинуля.)

17. Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)

 

829. Найдите в предложениях просторечные слова и замените их подходящими синонимами. Объясните свой выбор.

1. Трудно понять, почему ученый допустил такую оплошность.

2. Простакова пугает (запугивает) Софью.

3. Сначала я хочу кратко остановиться на сюжете повести.

4. В инструкции содержались полезные советы о том, как необходимо (нужно) обращаться с электробытовым прибором.

5. К счастью для Чичикова, на помощь ему пришел капитан-исправник.

Все эти предложения относятся к книжному стилю речи (публицистическому или официально-деловому). Этот стиль не допускает использования разговорных и просторечных слов, которые находятся за чертой русского литературного языка. Использование в речи просторечных и разговорных слов снижает её качество.

 

830. Найдите в предложениях диалектизмы. Какова их стилистическая роль?

У Агафона по изрубленному оспою лицу пошли бледные матежины, он тоже повысил голос.

— Я на конюшне или в воловне ночевать вам обязан! Нечего на меня шуметь. А коли вы уж даже чересчур храбры — подите верните быков!..

Завидя на противоположном скате балки пасшихся быков, Любишкин разделил свой немногочисленный отряд надвое:

— Агафон, бери троих и шибкой рысью через балку заходи с правого фланга, а я обойду их слева.

Матежины, воловня, шуметь,  шибкой, балка
Применяется для создания местного колорита.

 

831. Найдите в предложениях иноязычные слова. Правильно ли они употреблены? Почему вы так думаете? Замените их, где нужно, подходящими по смыслу русскими словами. Исправленный вариант запишите.

1.Перед читателем проходит целая плеяда ярких представителей народа.
2. Писателю удалось показать подлинную сущность Половцевых.
3.Особенности поэтической речи регулируются общеязыковыми нормами.
4.Хотя в романе Базаров и одинок, в жизни количество его единомышленников увеличивается.
5.Иллюстрации хорошо изображают  главные эпизоды повестей.

 

832. Прочитайте предложения. Какие нормы литературного языка нарушены авторами предложений? Выделите среди предложений такие, в которых встречаются стилистические ошибки. Найдите в предложениях орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки и исправьте их. Запишите исправленные предложения.

1. Даже чернило у Плюшкина превратилось в какую-то заплесневевшую жидкость. 2. Образ жизни чиновников губернского города вызывает наше негодования и презрения. 3. Мальчик не ожидай, но поскользнулся. Ребята смеялись в его адрес. 4. После грозы, па ветвях деревьев блестели капли атмосферных осадков. 5. Чичиков говорит Ноздреву что я давненько не брал в руки шашек. 6. Прочитав комедию мне наглядно представились ее персонажи. 7. Пассажир просил, принести чемодан носильщика, который находился в камере хранения. 8. Возвратившись в город, у Чичикова возник ряд неприятностей.

 

833. Исправьте предложения. Укажите, какие критерии хорошей речи были нарушены авторами.

1. Взрыв аплодисментов взорвал зрительный зал. 2. Кипящая и бурлящая жидкость жарившейся в жаровне рыбы загасила огонь. 3. Разбушевавшаяся стихия грозила опрокинуть стоявшую в стороне сторожку. 4. Все население села стало стекаться к сельсовету. 5. Живописная летопись города и городского пейзажа, рисунки, представленные на выставке, вызвали живо интерес у посетителей выставки.

 

834. Замените глагольно-именные сочетания глаголами. Составьте и запишите с ними предложения. В каком стиле речи будет уместно употребить ваши предложения?

Осуществлять заботу, подвергнуть сокращению, осуществлять выдачу, допустить отставание, подвергнуть исследованию, достигнуть опережения, осуществить руководство, произвести посев.

 

Заботиться. Сокращен. Выдавать. Отстать. Исследовать. Опередить. Руководить. Посеять. Ну а предложения сами придумаете, это просто.

 

835. Закончите предложения, употребив один из синонимов, приведенных в скобках. Объясните свой выбор. В какой ситуации общения будут уместны такие высказывания? Спишите предложения.

1. На месте небольшого завода  построен крупный деревообрабатывающий комбинат. (выбранный синоним  больше соответствует стилю текста)

2. В зависимости от конкретных условий установка может быть  смонтирована как на открытой площадке, так и в помещении. (остальные синонимы неточно  передают мысль).

3. Уже в октябре фермер стал поставлять зеленый лук в магазины столицы. (можно выбрать любые из данных синонимов)

4. Технолог Калинина предложила  модернизировать  конструкцию двух мощных горизонтально-расточных станков. (остальные синонимы неточно  передают мысль).

836. Отметьте особенности в использовании А. С. Грибоедовым в комедии «Горе от ума» средств речевой характеристики Скалозуба и Молчалина.

837. Приведите примеры речевой характеристики героев произведений художественной литературы и покажите, как отражается внутренний мир героя в его речи.

838. Найдите в поэме Н. Гоголя «Мертвые души» примеры речевой характеристики героев. Как характеризует героя его речь?

839. Напишите домашнее сочинение «Речевая характеристика литературного героя» (например, Ноздрева или Собакевича).






Вы просматриваете решебник ГДЗ по русскому языку Герасименко параграф 183

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):