menu
person


ГДЗ по русскому языку Герасименко § 185. Стилистические синонимы. Стилистическая окрашенно



846. Продолжите запись синонимов в таблицу, размещая стилистические синонимы в горизонтальных рядах, смысловые и оценочные — в вертикальных.

Нейтральные

Книжные

Разговорные

сделать

 

смастерить, сладить

несерьезность

 

ветреность

легкомыслие

 

дурашливость

беспечность

 

верхоглядство

бездумность

нерушимо

незыблемо

 

крепко

непродолжительный

быстротечный

короче воробьиного носа

 

скоропреходящий

 

1. Оживлять, вносить оживление, встряхивать, тормошить, расшевеливать. 2. Нерушимый, прочный, несокрушимый, незыблемый, крепкий. 3. Ослабеть, обессилеть, изнемочь, ослабнуть, выдохнуться, 4. Опозориться, оплошать, осрамиться.

 

847. Определите оттенки смысла и эмоциональной окраски в следующих рядах синонимов. Укажите, в каких стилях речи возможно употребление того или иного слова. Докажите свою мысль. В случае затруднения справляйтесь в словарях.

1. Страх, трепет, оторопь, испуг, ужас, кошмар.

2. Жестокий, свирепый, бессердечный, бесчеловечный.

3. Смелый, отважный, неустрашимый, безбоязненный, лихой.

4. Удивить, озадачить, поразить, потрясти, огорошить.

 

848. Составьте или подберите из текстов художественных произведений примеры предложений с синонимами. Запишите предложения.

Через двести — триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной. (А. Чехов. )

 

849. Спишите слова, распределив их по экспрессивно-стилистической принадлежности на три группы: 1) нейтральные, 2) высокие, 3) сниженные.

1) Нейтральные: весовщик, вешалка, вздор, визг, галёрка, гарнир, гелиотехника, дебошир, дегустировать, дезертир, диета, жемчужина, завещатель, заготовитель, известковать, изорвать, икота, итальянцы, калека, капрон, компетенция, лаконичный, логарифмировать, мажор, макака, наволочка, наименование, проницаемость.

2) Приподнятые: вето, владыка, гласить, дерзать, извергнуть, кара, лелеять, миротворец.

3) Сниженные: влипнуть, генеральша, гоготать, деревенщина, жеманиться, жратва, забегаться, заваруха, кажись, капризуля, легонько, ловкачляпать, мало-мальски, мельтешить.

 

850. Укажите, какую стилистическую окраску имеют слова — фамильярную, ироническую или одобрительную. Какова сфера использования каждого слова? Составьте или подберите примеры из художественных текстов. Запишите их, отметьте орфограммы.

I. Отвыкать, привыкать, отвычка, привычка, отвыканье, привыканье, привычный.

II. Играть, проигрывать, заигрывать, поигрывать, подыгрывать, наигрывать, разыгрывать, отыгрывать, игра, проигрыш, наигрыш, розыгрыш, игривый, наигранный.

 

851. Какие из приведенных слов в своем прямом значении являются стилистически нейтральными, а какие имеют стилистическую окрашенность? Какова эта окрашенность? Докажите свою позицию. Приведите примеры использования в речи этих слов. Значения незнакомых слов ищите в толковом словаре.

I. Арбуз, барабан, белобрысый, билетерша, биссектриса, вода, всласть, голова, гуськом, дисциплинарный, завзятый, закадычный, верный, крыло, нос, небезызвестный, получать.

II. Абонемент, автобус, активист, ахать, аэрологический, барахтаться, бойкотировать, бросать, вконец, встреча, вальяжный, грузоотправитель, делать, иск, лед, малыш.

 

852. Определите, какова стилистическая окрашенность следующих слов. В каких стилях речи уместно употреблять каждое слово? В случае затруднений обращайтесь к толковому словарю. Составьте и запишите словосочетания со стилистически нейтральными словами.

I. Мальчуган, маргарин, мелкий, митинг, мутный, невыезд, обновка, огонь, осень, петь, плечо, пустой, равновеликий, разузнать, рано, рассказать, реактив, реализм.

II. Город, гусь, дебелый, деликатничать, долговязый, егоза, ерунда, ехать, живность, задира, запад, запал, коалиция, речушка, рядком, секвестр, семь, чаевничать.

 

853. Распределите данные слова на три группы: 1) стилистически нейтральные, 2) слова с положительной окраской, 3) слова с отрицательной окраской. Составьте и запишите предложения со словами первой группы. Лексическое значение незнакомых слов ищите в толковом словаре.

I. Дева, десант, домкрат, душечка, дылда, жарища, задиристый, задувка, заегозить, зазеваться, зазноба, зазорно, закавыка, зевака, инспирирование, ирреальный, итого, лодка, ротация, реакция.

II. Авизо, авось, агитбригада, адепт, бестия, бидон, быстрый, внедрение, градусник, добраться, мозоль, наперечет, передовик, рвач, скрыться, старикан, строить, тонна-километр, тяжелый, улица, уныние, хваткий, целесообразность.

 

854. Приведите не менее 10 имен существительных, обозначающих профессии женщин: актриса, балерина, бортпроводница, воспитательница, доярка и т.д. Используйте толковый словарь.

855. Определите стилистическую окрашенность каждого из слов, приведенных вами в предыдущем упражнении. Составьте и запишите с ними предложения.

856. Укажите, какие из слов, обозначающих профессии женщин (см. предыдущие упражнения), могут быть заменены в случае необходимости соответствующими существительными мужского рода. Проверьте себя по толковому словарю.

857. Подберите из журналов и газет и запишите 10 примеров употребления существительных, обозначающих профессии мужчин и женщин.

858. Продолжите предложенный синонимический ряд, добавив пропущенные, по вашему мнению, имена прилагательные. В случае затруднений обращайтесь к словарю синонимов. Охарактеризуйте смысловые опенки и стилистическую окрашенность каждого синонима. Составьте или подберите предложения с этими словами, запишите их. Обозначьте встретившиеся орфограммы.

Известный, популярный, знаменитый, прославленный, славный, знатный, именитый, выдающийся, нашумевший, пресловутый.

 

859. Из фрагмента романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» выпишите синонимический ряд слов, связанных со словом умереть. Укажите стилистическую окрашенность синонимов. Проверьте по словарю стилистические пометы.

 

860. Прочитайте предложения, найдите синонимы. Укажите, какие из синонимов различаются лексическим значением. Проверьте себя по толковому словарю. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и вставляя необходимые знаки препинания.

I. 1. В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. 2. Казак на гетмана стремился сквозь битву с саблею в руках с безумной яростью в очах. 3. Ты лжешь мерзавец! вскричал я в бешенстве. Ты лжешь самым бесстыдным образом!

(А. Пушкин)

II. I. И знают все на свет.. страны все острова материки: сроднились воды океана и Волги -матушки реки (Тв.). 2. Спортсмены всех континентов приняли участие в Олимпийских играх в Сидне.. (Газ.).

 

861. Прочитайте предложения, найдите синонимы. Укажите, какие из синонимов различаются стилистической принадлежностью. Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните свой выбор.

I. 1. Лунев медленно пошел по широкой алее вдыхая глубоко душистый запах лип. (М. Г.) 2. Прибой набросал на камни пахучей морской травы. (М. Г.) 3. Из(за) каждого угла — цветы! Пышные ароматные цветы. (Фед.)

II. 1. Маша улыбнулась ее лицо оживилось. (Т.) 2. Детский лик царевича был ясен. (П.) 3. Из лавок высовываются сонные физиономии. (Ч.) 4. Саня (полу)сидел на столе рисуя рожи. (Кав.)

 

862. Прочитайте предложения. Найдите синонимы. Укажите, чем они отличаются: значением, принадлежностью к разным стилям речи или эмоциональной окраской. Спишите предложения I части, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, объясните. Озаглавьте текст II части, выпишите из текста синонимический ряд. Зачем Л. Леонов использовал синонимы?

I. 1. Беседа Анны Сергеевны с Базаровым продолжалась недолго. (Т.) 2. Восемь дней сраженье длилось. (П.) 3. В глуше во мраке заточенья тянулись долго дни мои. (П.)

II. А тут народ начинает приходить. Мальчик от сапожника прибегает, смерзшими ногами выбивая дробь. Извозчик входит, синей тушей вгоняя холод в лавку. Дудин Ермолай, скорняк, всовывается сюда же.

А вокруг двигались, уплывая назад, старознакомые виды Егоровой стороны. Плыли мимо глухие овраги... Полянка резвая убегала, на которой в гостях у бедрягинского дядьки игрывал в лапту с ребятами Егорка.

 

863. Прочитайте предложения. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Выделите стилистические синонимы в предложениях. Укажите их стилистическую окраску, определите роль в речи.

1. Аптекарша была белокурая женщина и в свое время благополучно родила аптекарю дочь белобрысую и золотушную. (Герц.) 2. Унылая грустная дружба к увядающей Саше имела печальный траурный отблеск. (Герц.) 3. Катя обожала природу и Аркадий ее любил хоть не смел признаться в этом. (Т.) 4. Она иногда сидит в живописной позе но вдруг ... эта картинная поза нарушится вовсе неожиданным и опять обворожительным жестом. (Гонч.) 5. У нас с вами и так дуэль, постоянный поединок непрерывная борьба. (Остр.) 6. Ему [Коровину] хотелось чего-то гигантского необъятного поражающего. (Ч.) 7. Каким молодым он еще был тогда! Как часто и упоенно хохотал — именно хохотал, а не смеялся! (Бергг.)

 

864. Разграничьте фразеологические выражения по стилистической принадлежности: выделите уместные в разговорном и книжных стилях речи, отметьте нейтральные. Докажите свою точку зрения, покажите примеры использования любых пяти фразеологизмов в речи. В трудных случаях справляйтесь во фразеологическом словаре.

1. Вещь в себе; загребать жар чужими руками; командировочное удостоверение; первая ласточка; попасться на удочку; семь пятниц на неделе; ходить на задних лапках; час от часу.

2. Губа не дура; нелегкая дернула; положа руку на сердце; прямой угол; средь бела дня; с одной стороны... с другой стороны...; стрела прогиба.

 

865. Прочитайте фразеологизмы. Выпишите, распределяя в два столбика: 1) стилистически нейтральные, 2) стилистически окрашенные (в скобках укажите — положительную или отрицательную окраску они имеют). В каких стилях речи уместно употребление каждого фразеологизма?

1. В ус не дуть; головной убор; делать из мухи слона; единовременное пособие; грецкий орех; дать стрекача; переливать из пустого в порожнее; шевелить мозгами; сизифов труд; кисейная барышня; белая ворона.

2. Валять дурака; задать баню; кот наплакал; пристать с ножом к горлу; между Сциллой и Харибдой; умыть руки; типун на язык; архимедов рычаг.

 

866. Прочитайте фразеологизмы. Объясните их значения, заменив синонимичными выражениями; составьте с ними предложения. Как изменились значения? Запишите предложения с фразеологизмами, уместными в поэтической речи; в случае затруднений справляйтесь во фразеологическом словаре.

1. Держи карман шире; железная дорога; иметь место; море по колено; марионеточное правительство; ничтоже сумняшеся; ума не приложить; рукой подать.

2. Ахиллесова пята; ломать голову; попасть впросак; тертый калач; верста коломенская; тяжелый на подъем; уши вянут; фиктивный капитал.

 

867. Найдите синонимы в предложениях, укажите, чем они отличаются друг от друга, определите стилистическую окраску синонимов.

1. Нездорова, говоришь ты? Больна? (Л.) 2. На цыпочках вошел Андрей Васильевич Гудович. — Спит? — Так точно, изволили нечаянно почить. (Шитик.) 3. И оттого музыка так страшно, так ужасно действует. (Л. Т.) 4. Но вместо твердой цели, во всем была неясность, путаница. (Д.) 5. У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею. (Ч.) 6. Это уж, друг мой, глумление, издевательство. (Ч.) 7. Девушка оглядела его озорными неспокойными глазами. — Вы здешний? — Тутошний. (Ш.)

 

868. Составьте и запишите словосочетания или предложения с данными синонимами. Значения незнакомых слов проверяйте по толковому словарю. Укажите стилистическую окраску синонимов.

1. Обрести, найти. 2. Строить, возводить. 3. Отвлекать, отрывать. 4. Смелый, храбрый, доблестный, мужественный, отважный. 5. Большой, огромный, масштабный. 6. Мизерный, маленький, крохотный.

 

869. Прочитайте предложения. Найдите синонимы, укажите, чем они отличаются друг от друга, определите их стилистическую принадлежность и окраску. Спишите первые пять предложений, вставив пропущенные буквы и знаки препинания и раскрыв скобки.

1. — Ведь он же не умен мама! Пойми мама он глуп! (Ч.) 2. Но ведь я же вас обобрал черт возьми ограбил! Ведь я украл у вас! (Ч.) 3. (На)против: чем хуже становились его обстоятельства, тем надменнее неприступнее и высокомернее становился он. (Т.) 4. В этот миг он уже понял что поступок ее не в силах увлечь остальных бессмыслен безрассуден обречен. (Ш.) 5. Я никогда не видывал более проницательных и умных глаз как его крошечные лукавые гляделки. (Т.) 6. Мне хочется не есть в человеческом смысле желания пищи а жрать, как голодному волку. (Леон.) 7. А говоришь ты как? Ужас! Вместо квартира — фатера, вместо эвакуироваться — экуироваться, вместо как будто — кубыть. (Ш.) 8. Но здесь уж тицианов глаз становится внутренним оком. (Сельв.)

 

870. Составьте и запишите примеры употребления синонимичных выражений в речи. Всегда ли соотносятся значение и стилистическая окрашенность предложений? Во всех ли случаях неизменно лексическое значение слова?

1. Книга для детей — детская книга. 2. Инженер из Москвы — московский инженер. 3. Ручка от двери — дверная ручка. 4. Красное лицо — лицо красного цвета. 5. Работник почты — почтовый работник — почтальон. 6. Билет без плацкарты — бесплацкартный билет.

 

871. Ниже даны предложения, выражающие одну и ту же мысль. Выделите среди них синтаксические синонимы. Определите их стилистическую окрашенность. Можете ли вы добавить свои примеры? Составьте по аналогии свой ряд подобных синонимов, используя материал для справки.

Он не поднимет эту штангу. — Эта штанга ему не по зубам. — Где ему поднять эту штангу! — Эту штангу ему не поднять. — Так он и поднял эту штангу! — У него не хватит сил поднять эту штангу. — Поднять эту штангу — это ему не под силу. — Эта штанги не для него! — Он не имеет возможности поднять эту штангу. — Ом бы эту штангу поднял, да силенок не хватит. — Он не тот человек, который может поднять эту штангу. — Кто бы поднял эту штангу, да только не он. — Поднятие этой штанги требует таких сил, которых у него нет. — Чтобы поднять эту штангу, нужны не такие силы, как у него. — Поднять эту штангу — для него дело немыслимое.

 

872. Сравните следующие словосочетания. Укажите, в каких стилях речи и каких ситуациях общения они уместны. Различаются ли они своим лексическим значением? Составьте и запишите предложения.

1. Шли через лес — шли лесом. 2. Написала письмо к Онегину — написала письмо Онегину. 3. Работа на селе — работа в селе. 4. Стоит у столба — стоит возле столба. 5. Пропущен вне очереди — пропущен без очереди.

 

873. Прочитайте и сравните примеры. В каких примерах нарушены нормы литературного языка? Выпишите стилистически нейтральные и книжные словосочетания.

1. Молчал весь вечер — молчал в продолжение всего вечера. 2. Служил во флоте — служил на флоте. 3. Пострадал из-за соседей — пострадал через соседей. 4. Боролся во имя счастья — боролся за счастье. 5. Быть веселым в жизни — быть веселым по жизни.

 

874. В пейзажном описании И. Гончарова пропущены слова, они вынесены в скобки и соединены с другими близкими по смыслу словами. Выберите из предложенного синонимического ряда то слово, которое употребил писатель. Докажите свою правоту. Проверьте себя по тексту романа И. Гончарова «Фрегат «Паллада».

Зато природа на Люсоне неизменна, как везде, и богата, как нигде. Как прекрасен этот союз северного и южного неба, будто встреча и объятия двух красавиц! Крест и Медведица, Орион и Канопус так близко кажутся друг от друга… Необыкновенны переливы вечернего света на небе – яшмовые, фиолетовые, лазурные, наконец такие странные, темные и прекрасные тоны, под какие ни за что не подделаться человеку! Где он возьмет цвета для этого пронзительно-белого луча здешних звезд? как нарисует это мление вечернего, только что покинутого солнцем и отдыхающего неба, эту теплоту и кротость лунной ночи? Чудесен и голубой залив, и зеленый берег, дальние горы, и все эти пальмы, бананы, кедры, бамбуки, черное, красное, коричневое деревья, эти ручьи, островки, дачи – всё так ярко, так обворожительно, фантастически прекрасно!..

 

875. Найдите в произведениях, которые вы изучаете на уроках литературы, примеры поэтических слов, которые в обиходно-бытовой речи сегодня не используются. Найдите современные синонимы этих слов и подберите примеры использования стилистических синонимов. Запишите примеры. Укажите разные виды стилистической окрашенности слов.

М. Горький "Макар Чудра"

-Слушай! -Радда заткнула за пояс пистоль и говорит Зобару: -Я не убить тебя пришла, а мириться, бросай нож! (на разговорный стиль указывает местоимение 1 лица и восклицание)

 

М. Горький "Челкаш"

-Ну? -спросил Челкаш, спокойно смерив его глазами.

-Чего-ну? Ищут, мол. Больше ничего. ( на разговорный стиль указывают вопросительные предложения и междометия разговорного стиля)

 

М. Горький "На дне"

Костылев (вздрогнув). Эк ты, батюшка... (на разговорный стиль указывает междометие разговорного стиля)






Вы просматриваете решебник ГДЗ по русскому языку Герасименко параграф 185

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):