menu
person


ГДЗ по русскому языку Герасименко § 21. Понятие об антонимах



97. Выпишите антонимы из русских пословиц. Определите общий компонент в значениях слов. В случае затруднения обращайтесь к словарю антонимов.

1. Молодости не воротить, а старости не избыть. 2. При сытости помни голод, а при богатстве — убожество. 3. Учись доброму, худое на ум и не пойдет. 4. Добро на худо не меняют. 5. Недосол на столе, а пересол на спине.

1) молодости-старости 2) сытости-голод 3) доброму -худое 4) добро-худо 5) недосол-пересол

 

98. Подберите к словам первой труппы антонимы из второй группы. Объясните свой выбор.

Больше – меньше, истина, ложь, оправдывать – осуждать, поддень - полночь, вредный - полезный, прямой – кривой, рассвет – закат, ругать – хвалить, смело – робко, тыл – фронт.

 

99. Укажите, какой семантический признак служит основой противопоставления слов в парах: 1) качество, 2) количество, 3) время, 4) характер/направление действия, 5) место.

Бледный — румяный (качество), появление — исчезновение 9хаарктер), кверху — книзу (место), исток — устье (место), весна — осень (время), брать — отдавать (характер), наказывать — поощрять (характер), прискакать — ускакать (характер), мало — немало (количество), замедлять — ускорять (время), законный — незаконный (качество).

 

100. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите антонимы к выделенным словам.

Я вскочил с постели, совершенно здоровый (больной) и бодрый (усталый), как будто и не бывало вчерашней (сегодняшний) лихорадки, вместо которой теперь (после) ощущал я в себе неизъяснимую радость (печаль). Я вспомнил (забыл) вчерашнее и почувствовал, что отдал (забрал) бы целое (половина) счастье, если б мог в эту минуту обняться, как вчера (сегодня), с моим новым (старым) другом, но еще (уже) было очень рано (поздно) и все спали (бодрствовали).

 

101. Назовите антонимы, учитывая общий компонент их значений.

Отношения людей (связанные общностью и пониманием/связанные с неприязнью, враждой) общие - разные; перемещаться (на более высокий уровень/на более низкий уровень) высоко - низко; движение морских, океанических вод (с подъемом уровня/с понижением уровня) подняться -опуститься; качество по отношению к труду (любящий труд/уклоняющийся от труда) трудолюбивый - ленивый; родственники (родоначальник, представитель предшествующего поколения/младший по отношению к тем, от кого ведется род) родственник - чужак.

 

102. Найдите в предложениях антонимы, укажите среди них индивидуально-авторские. Объясните знаки препинания в 5-м и 6-м предложениях.

1) Зима - лето.

2) дождик - солнце

3) богач - бедняк

4) белый - черный

5) королеве - простой школьнице (авторское)

6) друг - враг

 

103. Назовите лишнюю пару слов. Мотивируйте свой ответ. Перепишите, вставив пропущенные буквы.

1. Друг — недруг — однокорневые антонимы (остальные — разнокорневые антонимы). 2. Тихий — шумный — разнокорневые антонимы (остальные — однокорневые антонимы). 3. Грусть — печаль — синонимы (остальные пары — антонимы).

 

104. Прочитайте, подберите нужное слово — антоним. Мотивируйте свой ответ. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Москва кому мать, кому мачеха . 2. Правое ухо горит — хвалят или правду говорят; левое — напраслину. 3. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать. 4. Укрепится человек — крепче камня, а ослабнет — слабее воды. 5. Жить горько, да и умереть не сладко. 6. Личиком беленек, а душой черненек. 7. Правый глаз чешется к смеху, левый — к слезам . 8. Наказуй детей в юности, успокоят тя в старости. 9. Сын отца глупее — жалость, сын отца умнее — радость, а брат брата умнее — зависть. 10. Корень учения горек, да плод его сладок.

 

105. Восстановите авторский текст, заменив выделенные слова антонимами. Спишите, продолжите текст (творческая работа).

 Было ещё довольно рано, когда я проснулся, но солнце заливало уже ярким светом всю комнату. Быстро одевшись, спустился я в сад, а оттуда в рощу. Я пробирался туда, где чаще зелень, где смолистее запах деревьев и куда радостнее заглядывал солнечный луч, радуясь что удалось и там и сям пронизать мглистую густоту листьев. Было прекрасное утро.  Незаметно пробираясь всё дальше и дальше, я вышел наконец на тот край рощи, к Москве-реке. Она текла шагов двести спереди, под горою.






Вы просматриваете решебник ГДЗ по русскому языку Герасименко параграф 21

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):