Тест 1 Природа 1. Что не относится к неживой природе? А земля □ дерево О вода 2. Укаж и предмет, который не относится к ж и вой природе? Л Солнце берёза О собака 3. В какой строке перечислены только предме ты живой природы? Л человек, дуб, земля Солнце, вода, облако О гриб, медведь, воробей 4. Найди неверное высказывание. Л Природа даёт человеку продукты пита ния. Природа даёт человеку сырьё для про мышленности. О Природа вредит здоровью человека. Как называются большие группы, на кото рые учёные разделили всё живое? А царство государство О семейство Ж ивые существа какой группы нельзя уви деть без микроскопа? А растения грибы О бактерии Какой цвет успокаивает человека, снимает усталость? А белый жёлтый О зелёный К каком у царству живой природы м ожно от нести боровик, сы роеж ку и шампиньон? А к царству растений к царству грибов О к царству бактерий Саша сказал товарищам, что, став взрослым, он хотел бы серьёзно изучать ж ивую приро ду. Каким учёным хочет стать Саша? А экологом биологом О географом 10. На уроке третьеклассники узнали, что на грязных руках человека всегда находятся микробы. Какой увеличительный прибор уче ники должны использовать, чтобы рассмо треть микробы? Л лупу телескоп О м икроскоп 9 ш Тест 2 Человек Что отличает человека от других живы х су ществ? Л способность общаться умение ходить на двух ногах О разум Где у человека «помещается» разум? А в спинном мозге □ в головном мозге О в сердце Как называется способность человека срав нивать, классифицировать, устанавливать свя зи между предметами? А восприятие □ мышление О память Отметь, как называется способность челове ка видеть предметы, слышать звуки, чувство вать запахи. А восприятие □ мышление О воображение 5. 6. 7. 8. 9. Что такое глаза, уши и нос? А части тела органы чувств О части лица Благодаря чему человек сохраняет инф орма цию? А воображению мышлению О памяти Укаж и, как называется способность человека представлять то, чего перед ним нет. А воображение □ мышление О память Какой орган помогает человеку восприни мать запахи? А нос уши О глаза Студент на экзамене должен рассказать о внутреннем мире человека. Какой учебник для подготовки к экзамену он должен взять в библиотеке? А «Биология» □ «Экология» О «Психология» Г и 10. Витя решал кроссворд. Ему надо было на звать орган, который помогает человеку вос принимать звучащую инф ормацию. Какое слово Витя должен вписать в сетку кросс ворда? А рот □ нос О ухо ■ ■ ■ ■ Общество Укаж и, как называют всех людей Земли. А народ общество граждане Как называется общ ность людей, принадле жащ их к определённой национальности? Д народ общество государство Что считается маленькой частью общества? семья класс соседи по дому 4. Какого главу государства переизбирают? А султана королеву президента 5. Какой страной управляет император? А С Ш А Японией Великобританией 6. Отметь город, который является столицей России. А Санкт-Петербург Нижний Новгород О Москва Что не является символом государства? Л Кремль флаг О герб 8. С колько народов проживает на территории России? А около 60 около 100 О около 160 9. Учительница спросила третьеклассников: «Что создаёт государство?» Кто из учеников дал верный ответ? Таня: «Государство создаёт систему образо вания». Виталий: «Государство создаёт армию». Юля: «Государство создаёт семьи граждан». А Таня и Виталий Виталий и Юля О Таня и Юля 10. Ученики рассмотрели в учебнике таблицу, в которой были указаны страны и их главы, и сделали вывод: «Главой государства не может быть...». Закончи вывод, сделанный детьми. Л президент министр король Тест 4И ч . " f f v v 1 I ........ Что такое экология. Природа в опасности! 1. Что является домом для человечества? Л планета Земля территория государства О территория города 2. Восстанови цепочку, рассказывающ ую об истории комаров и кош ек. Ядохимикаты — комары — растения — тара каны — ... — кош ки. А лягушки ящерицы О крысы 3. Как называется всё, что окруж ает живое су щество, и с чем оно связано? Л окружаю щ ая среда окруж аю щ ий мир окружаю щ ая природа 4. Выбери действия человека, которые не яв ляются природоохранными. А расчистка пляжей вырубка лесов О наблюдение за редкими животными Какая ситуация отражает взаимосвязь между растениями и животными? А Ель кормит семенами сойку. Сойка раз носит семена ели в другие места. Рыба питается личинками комаров. Чело век питается рыбой. Зимой температура воздуха понижается. Вместо дождя идёт снег. 6. Как называются участки земли, где вся при рода находится под строгой охраной? А зоопарк музей заповедник Отметь названия птиц, живш их в Северной Ам ерике и перелетавших огромными стаями с места на место. А дикие утки странствующие голуби лебеди 8 Как назывались огромные животные, обитав шие у восточных берегов России, питавшие ся подводными растениями и истреблённые в XVIII веке? А морские коровы моржи тюлени Таня сказала подруге, что, став взрослой, она хотела бы серьёзно изучать связи меж ду живыми существами и окруж аю щ ей их средой. На какой факультет университета надо поступать девочке? Д психологии биологии экологии Третьеклассники привели примеры связей между живой и неживой природой. Кто из учеников привёл правильный пример? Д Ира сказала, что мыши питаются ж елу дями дуба. Лиса ловит мышей. Вера сказала, что ядохимикаты отравля ют почву. На этой земле больше ничего не растёт. Саша сказал, что после уничтожения сов с огромной скоростью плодятся мыши и уничтожают урожай, выращенный челове ком. Тела, вещества, частицы 1. Что не относится к небесным телам? Д Солнце звезда космодром 2. Назови предмет, который не относится к естественным телам. Д автомобиль дерево человек 3. К каким телам можно отнести лёд? Д к твёрдым к ж идким О к газообразным 4. Укаж и, что не относится к веществам. Д кусок сахара вода алюминий 5. Отметь состояние вещества, в котором оно имеет определённую форму. Д ж идкое газообразное О твёрдое 6. Вещество в каком состоянии принимает ф орму сосуда, в котором находится? А в ж идком в газообразном в твёрдом 7. В каком состоянии вещество может занять всё предоставленное ему пространство? А в ж идком в газообразном О в твёрдом 8. Укаж и, в каких телах промежутки между ча стицами самые маленькие. А в ж ид ких □ в газообразных О в твёрдых 9. Ученики перечисляли ж идкие вещества. Кто из ребят правильно справился с заданием? А Аня назвала стол, стул, тарелку. Илья назвал воду, чай, молоко. О Вова назвал пар, кефир, карандаш. 10. Кирилл зарисовывал в тетради искусствен ные тела. Какой предмет он не должен был изображать? А телевизор □ гриб О кастрюлю Разнообразие веществ 1. Укаж и науку, изучающ ую вещества. Д экология биология химия 2. У каж и вещество, которое в природе встре чается в виде камня. Д соль сахар крахмал Каким веществом удобряют растения? солью сахаром крахмалом 4. Отметь вещество, которое добавляют при варке киселя. Д соль кислота крахмал 5. Какое вещество может быть лимонным яблочным и щавелевым? А соль кислота О крахмал 6. Укаж и вещество, которое может быть опас но для здоровья человека. А соль кислота О крахмал 7. В каком продукте нет крахмала? А в яблоке □ в хлебе О в картофеле 8. Какие дожди вредны для растений? А грибные □ грозовые О кислотные 9. Учительница попросила третьеклассников принести на урок вещество, которое получа ют из тростника и свёклы. Кто из мальчи ков принёс нужное вещество? А Саша принёс соль □ Игорь принёс сахар О Максим принёс крахмал 10. Врач посоветовал пациенту употреблять в пищу больше глю козы . Плоды каких расте ний должен покупать пациент? А плоды апельсина плоды груши О плоды винограда Тест 7 ттттттлямтвттл^щ и Воздух и его охрана 1. Изменяется ли состояние воздуха при ох лаждении? А не изменяется воздух расширяется О воздух сжимается 2. Что живые существа поглощ ают из воздуха при дыхании? Л кислород углекислый газ О азот 3. Какое вещество живые существа выделяют при дыхании? А кислород углекислый газ О азот 4. Почему люди охраняю т чистоту воздуха? А Чтобы природа была красивой. Так как сквозь грязный воздух плохо видны окруж аю щ ие предметы. О Так как грязный воздух вреден для зд о ровья живы х организмов. 5. Укаж и, что не входит в состав воздуха. А кислород углекислый газ О озон 6. Какого цвета воздух? А белый голубой О бесцветный 7. Что происходит с воздухом при нагревании? А ничего не происходит воздух расширяется О воздух сжимается 8. Какие автомобили не загрязняю т воздух? А работающие на электричестве работающие на бензине О работающие на газе 9 Ученики строили диаграммы, на которы х по казывали, без чего человек проживёт мень ше всего времени. Сравни диаграммы. Най ди верную диаграмму. пища — 1; вода — 2; воздух — 3 10. Третьеклассники рассказывали о природоох ранной «работе» деревьев. Кто из учеников дал правильный ответ? Ира сказала: «Деревья задерживают листья ми пыль и сажу». Антон сказал: «Деревья украш ают о кр уж аю щий мир». Егор сказал: «Деревья поглощ ают углекис лый газ и выделяют кислород». А Ира и Антон Антон и Егор О Ира и Егор Тест 8 Вода. Превращения и круговорот воды 1. Какое вещество — вода? Д твёрдое ж идкое О газообразное 2. Укаж и, какой цвет у воды. Д белый голубой вода бесцветная 3. Что происходит с водой при нагревании? Д ничего не происходит вода расширяется О вода сжимается 4. Когда вода быстрее испаряется? Д при нагревании при охлаждении испаряется с одинаковой скоростью Почему море не выходит из берегов? Д воду пьют рыбы вода испаряется О вода вытекает из моря в реки и 6. Изменяется ли состояние воды при охлаж дении? А не изменяется вода расширяется О вода сжимается 7. В каком состоянии находится воздух высоко над землёй? Л в таком же, как и около земли □ всегда холодный О всегда тёплый 8. В виде какого вещества вода поднимается вверх? А снега □ дождя О пара 9. Третьеклассники на диаграмме показывали, какая часть тела человека состоит из воды. Кто из учеников правильно составил диа грамму? Лиза Яша Олег 10. Осенью ученики наблюдали за состоянием воды в природе. Свои наблюдения они за носили в Дневники наблюдений. В какой день вода не превратилась в лёд? А в первый день температура на улице была +2° во второй день 0° в третий день —5° Тест 9 ........^ Берегите воду! 1. С колько литров воды надо человеку в день для его нужд? А 5—10 литров □ 10—15 литров О 20—50 литров 2. Почему нельзя пить воду из рек, озёр и прудов? Л она некипячёная в ней могут быть вредные вещества О не принято пить воду из водоёмов 3. Для производства чего требуется 7000 тонн воды? А 1 тонны пшеницы 1 тонны риса О 1 тонны говядины 4. Что надо делать предприятию, чтобы не за грязнять водоёмы? А не пользоваться водой □ сливать использованную воду в разре шённых местах О ставить очистные сооружения 30 5. Какое действие не загрязняет воду? А слив сточных вод с ф абрик катание на вёсельной лодке по реке О мытьё машины на берегу пруда 6. С колько воды может вытечь из крана за день, если будет течь тоненькая струйка? А до 5 литров до 50 литров О до 500 литров 7. Что надо делать, если из испорченного кра на течёт вода? А подставлять ведро отремонтировать кран О следить, чтобы не затопило жильё 8. Назови живые организмы, которые помогают очищать воду в очистных сооружениях. А бактерии насекомые О грибы Третьеклассники отвечали на вопрос: «Как охранять воду от загрязнения?» Кто из ре бят ответил верно? А Ира сказала: «Экономно расходовать». Вера сказала: «Собирать мусор у бере гов водоёмов». Андрей сказал: «Ставить очистные соо ружения». X . ......._ _ . _ изводства какого продукта требуется больше воды. Чья диаграмма составлена верно? 1 — говядина; 2 — пшеница; 3 — хлопок Тимур Лена Андрей — — — 2 3 1 И 2 3 3 2 А □ О 32 Тест Что такое почва Как называется верхний слой земли, на ко тором растут растения? Л перегной песок почва Назови вещество, которое повышает плодо родие почвы. Л песок перегной глина 3. Что не входит в состав почвы? Л известняк минеральные соли воздух 4. Какое вещество придаёт почве тёмный цвет? Л песок перегной минеральные соли 5 Благодаря чему запас солей в почве посто янно пополняется? Д перегною воде О воздуху 6. Почему нельзя на одном и том же месте постоянно сажать одни и те же растения? Л почва разрушается почва истощается О почва вымывается 7. Какое действие человека вредит почве? А посадка растений разведение костров О удобрение почвы 8. Какое живое существо не участвует в обра зовании плодородного слоя почвы? А дождевой червь хом як О бактерии 9. Ученики продолжили мысль, высказанную В.В. Докучаевым: «Нельзя распахивать почву на больших пространствах, потому что...» Кто из детей ответил правильно? Инна ответила: «...возникаю т пыльные бури». Дима ответил: «...образую тся овраги». Даша ответила: «...смываются почвы». А Инна и Дима Дима и Даша О все дети были правы 10. Третьеклассники оформляли презентацию о животных, обитающ их в верхнем слое земли. Чей рисунок не войдёт в презента цию? Л Таня принесла рисунок крота Оксана принесла рисунок мыши О Андрей принёс рисунок зайца Тест 11 Разнообразие растений 1. Как называется наука, которая изучает ж изнь растений? А экология ботаника О химия Укаж и группу растений, которая не имеет корней, цветков и плодов с семенами. А хвойные мхи О папоротники У какой группы растений семена созревают в шишках? А у хвойных растений □ у цветковых растений О у папоротников Какая группа растений имеет все части — корни, стебли, листья, цветки и плоды? А хвойные растения □ цветковые растения О водоросли 5. Какие растения являются жителями воды? Л водоросли мхи папоротники 6. Укаж и самую многочисленную группу расте ний. А мхи папоротники цветковые растения К какой группе растений относится яблоня? А цветковые растения хвойные растения папоротники 8 Укаж и строчку, в которой перечислены хвой ные растения. А ландыш, тюльпан, вишня сосна, ель, можжевельник сфагнум, кукуш кин лён, маршанция 9. В самостоятельной работе третьеклассники отвечали на вопрос: «Какая группа растений имеет красивые листья, похожие на большие перья?» Кто из ребят верно ответил на во прос? Даша написала, что это хвойные растения. Катя написала, что это папоротники. Витя указал цветковые растения. 10. Ученики заполняли диаграмму и показыва ли на ней количество видов растений. Груп пы растений обозначены под номерами: 1 — хвойные; 2 — папоротники; 3 — мхи. Кто из ребят справился с заданием? Оля Лена Дима О А * 38 Тест 12 п? У!Т‘Жг w w w ^ r f * ^тгтхжюгт Солнце, растения и мы с вами 1. Какое вещество поглощ ают растения из воз духа при дыхании? А кислород углекислый газ О азот Что растения выделяют в воздух при дыха нии? Л кислород углекислый газ О азот Отметь вещество, которое не участвует в образовании сахара и крахмала. Л вода углекислый газ О кислород 4. Какое вещество выделяется при образовании сахара и крахмала? Л вода углекислый газ О кислород 5. Благодаря чему растения «готовят» пищу? Л воздуху солнечному свету О почве 6. Укаж и орган растений, который отвечает за дыхание. Л лист стебель О цветок 7. Какой орган у растений не участвует в про цессе питания? Д лист цветок О корень 8. Где человек берёт крахмал и сахар, необхо димый ему для жизни? Д вырабатывает сам берёт у животных О берёт у растений 9. Третьеклассники получили задание нарисо вать ту часть кактуса, в которой происходит образование сахара и крахмала. Кто из ре бят сделал правильный рисунок? Д Ира нарисовала листья. Федя нарисовал корень. О Алексей нарисовал стебель. 10. Ученики наблюдали за влиянием света на ж изнь растений. Для этого они поставили цветок в тёмное помещение. Результаты на блюдений они заносили в Дневник наблю дений. Какая запись должна была появиться после вопроса: «Что происходит с листьями растений, если к ним долгое время не по ступает свет?» Д листья изменят цвет листья умрут листья будут выделять кислород Тест 13 ...;...................... . ».. J Размножение и развитие растений Укаж и, как называются мельчайшие, жёлтые крупинки, находящиеся в цветках. А нектар пыльца О семена 2. Отметь растение, плоды которого имеют лёгкие парашютики. А одуванчик репейник О липа 3. Плоды какого растения с помощью малень ких «крючочков» могут цепляться за одежду? А одуванчика репейника О череды 4. Какая часть растения первой появляется из семени? А корень □ стебель лист 5. 6. 7. 8. 9. Как называется сладкий цветочный сок? Л нектар □ пыльца О мёд Какое насекомое не является опылителем? Д пчела □ бабочка О комар Плоды какого растения имеют «крылыш ки»? Д яблони □ берёзы О дуба Как распространяются семена кувшинки? Д ветром водой О птицами Весной бабуш ка сказала, что в этом году будет большой урожай яблок. На вопрос внучки, как она это определила, бабушка ответила: «М ного — ..., много яблок». Вос станови ф разу бабушки. Д листьев □ стволов О цветков Ученики получили задание: наблюдать за тем, как распространяются плоды деревьев. На уроке ребята зарисовали плоды дере вьев, которые распространяются с помощью ветра. Кто из ребят был невнимателен? А Юля нарисовала плоды липы. □ Аня нарисовала плоды дуба. О Коля нарисовал плоды клёна. Разнообразие животных Какая наука изучает ж изнь животных? Л ботаника зоология О экология К какой группе животны х относятся морские ежи и морские звёзды? Л моллюски □ ракообразные О иглокожие 3. Отметь группу животных, к которой относят ся сенокосцы и скорпионы . Д паукообразные черви О насекомые 4. Ж ивотные, у которы х 6 ног, относятся... Д к ракообразным □ к паукообразным О к насекомым 5. Обозначь название группы животных, тело которы х покрыто чешуёй. Д рыбы □ земноводные О пресмыкающиеся 6. Назови группу животных, к которой относят ся лягуш ки и тритоны. А рыбы земноводные пресмыкающиеся 7. Как называются животные, тело которы х по крыто сухими чешуйками или панцирем? А звери земноводные пресмыкающиеся 8. Какая группа животны х выкармливает своих детёнышей молоком? А птицы звери 0 земноводные 9. На диаграмме ученики отмечали количество видов животных. Кто из ребят верно выпол нил задание? 1 — насекомые; 2 — птицы; 3 — звери Зера иСостя с1вета JL Ыш 3_ Иш 10. Володя выполнял задания по теме «Разноо бразие животны х». К какой группе он дол жен отнести креветку и краба? Л моллюски ракообразные О иглокожие Тест 15 Кто что ест 1. Как называется группа животных, которая питается травой, мхом и грибами? Д растительноядные всеядные хищные 2. Укаж и, как называется группа животных, ко торая питается мухами, гусеницами и кома рами. Д растительноядные хищные О насекомоядные 3. Определи название группы животных, кото рая питается мышами, мелкими птицами и рыбой. Д насекомоядные хищные всеядные 4. Какое из перечисленных насекомых имеет защ итную окраску? Д божья коровка кузнечик муха 5. С чего начинаются все цепи питания? Д с растений с растительноядных животных О с хищ ных животных Что не помогает зайцу спасаться от врагов? Д хорошее зрение цвет шубки О быстрые ноги 7. Ж ивотных какой группы м ожно считать са нитарами леса? Д растительноядных всеядных хищ ных 8 Какое насекомое поедает тлей? муравей божья коровка стрекоза Ученики определяли, какие животные явля ются всеядными. С кем из ребят ты согла сишься? Д Ира сказала, что это животные, которые едят растения и насекомых. Ю ра сказал, что это животные, которые едят насекомых и зверей. Оксана сказала, что это животные, кото рые едят растения и животных. Третьеклассники вставляли пропущенное зве но в цепи питания: желудь — ... — сова. У кого получилась правильная цепь питания? Д Кирилл вставил слово мышь. □ Матвей вставил слово заяц. О Оля вставила слово лиса. Тест 16 Размножение и развитие животных 1. Чем питаются гусеницы? А листьями растений нектаром цветов О другими насекомыми 2. Где правильно дана последовательность раз вития рыбы? Л икра — мальки — взрослая рыба мальки — икра — взрослая рыба О взрослая рыба — мальки — икра Восстанови последовательность развития ля гушки: икра — ... — лягушка. А малёк □ головастик О яйцо 4. Вставь пропущенное звено в цепочке разви тия черепахи: яйцо — ... — взрослая чере паха. А личинка □ головастик О маленькая черепашка 51 5. Какое животное не откладывает яиц? А лягуш ка крокодил соловей 6. Какие животные рождаю т детёнышей? Л птицы звери рыбы Какой этап в развитии насекомых бывает не у всех представителей этой группы? Л яйца личинки куколки 8. С колько этапов проходят в своём развитии звери? А 2 этапа 3 этапа 4 этапа 9. Ученицы определяли, в какое время года у большинства птиц появляется потомство. С кем из девочек ты согласишься? А Яна сказала, что весной и летом. Зина сказала, что летом и осенью. О Оля сказала, что зимой и весной. 10. Ученики восстанавливали последовательность развития бабочки. Кто из ребят справился с заданием? А Аня определила последовательность так: яйцо — куколка — личинка — бабочка. Света — так: куколка — личинка — яйцо — бабочка. Марк — так: яйцо — личинка — куко л ка — бабочка. J Тест 17 Охрана растений и животных А 1. Какое растение внесено в Красную книгу? А подорож ник □ подснежник О колокольчик 2. Какое лекарственное растение получило на звание за особенности своих листьев? А колокольчик □ подорож ник О тысячелистник 3. В какое время года особенно опасно бес покоить животных, так как они выводят по томство? А весной — в начале лета летом — в начале осени О осенью — в начале зимы 4. Как называется участок территории, где со храняется в естественном состоянии весь его природный комплекс? А зоопарк ботанический сад О заповедник 53 Из каких цветов нельзя составлять букеты? А из ландышей из астр О из гладиолусов Где растения находятся под особой охраной человека? А в лесу в парке в ботаническом саду Укаж и, как называется место для разведе ния и выращивания растений и животных. А зоопарк питомник О заповедник Определи название парка, в котором содер жат и показывают людям животных. А заказник заповедник О зоопарк Врач посоветовал пациенту принимать успо каивающее средство. Настойку какого расте ния должен попросить пациент в аптеке? А валерианы тысячелистника пастушьей сумки 10. Ш кольникам предложили принять участие в охране животных. Они решали, какую поль зу могут оказать природе. Кто из учеников предложил верный ответ? А Яна предложила разводить редких ж и вотных у себя дома. Митя предложил обязательно выполнять правила поведения на природе. О Дима предложил задерживать браконье ров. Тест 18 ■ g ■ i ....... * В царстве грибов. Великий круговорот жизни Где грибы берут питательные вещества? А производят сами поглощ ают из остатков растений и ж и вотных О получают от животных 2. С какими растениями тесно связаны грибы в лесу? А с травами с кустарниками с деревьями 3. При изготовлении какого продукта использу ют м икроскопические грибы -дрож ж и? А кефира сыра О хлеба 4. Укаж и, какие организмы являются потреби телями. А растения животные О бактерии и грибы Какая часть гриба является подземной? шляпка нож ка грибница Где м ожно собирать грибы? в лесу в городских скверах у шоссейных дорог Что производят только растения? А минеральные соли питательные вещества воду Какие действия производят организмы -разру шители? превращают остатки живы х организмов и растений в перегной разрушают горные породы разрушают пищевые цепочки Ученики готовили презентацию о съедоб ных грибах. Учительница сказала, что не все картинки подходят для презентации. Чья картинка не войдёт в общ ую работу? Миша принёс картинку белого гриба. Сергей — картинку желчного гриба. Антон — картинку шампиньона. 10. В самостоятельной работе третьеклассники называли организмы-разруш ители. С кем из ребят ты согласишься? Зоя назвала бактерии. Коля назвал лишайники. Митя назвал грибы. А с Зоей и Колей □ с Колей и Митей О с Зоей и Митей Iшшшш 58 Тест 19 I..LI. .. Организм человека 1. Какая наука изучает работу органов тела? А анатомия □ ф изиология О гигиена 2. Укаж и, какая наука занимается охраной и укреплением здоровья человека. А анатомия □ ф изиология О гигиена 3. Назови систему, которую образую т пищевод, ж елудок и кишечник. А нервная □ пищеварительная О кровеносная 4. Что управляет деятельностью всего организма? А головной мозг □ сердце О ж елудок 6. Какой орган помогает человеку дышать? Л ж елудок лёгкие сердце Что не относится к внутренним органам? А печень почки шея 8. Кем был учёный И.П. Павлов? Д ф изиологом ф изиком О биологом 9. Дима выполнял задание по теме «Системы органов». К какой системе он должен отне сти сердце и сосуды? А к нервной системе к пищеварительной системе к кровеносной системе 10. Студент на зачёте рассказывал о строении тела человек. По каком у учебнику он зани мался, чтобы подготовиться к зачёту? А Анатомия человека Ф изиология человека Гигиена человека Тест 20 | I | Органы чувств В какой группе правильно перечислены ор ганы чувств? Д головной мозг, спинной мозг, нервы глаза, уши, нос, язык, кож а О пищевод, печень, ж елудок, кишечник Укаж и, как называется способность человека чувствовать запахи. Д обоняние □ осязание О зрение Как называется способность человека чув ствовать прикосновения? Д обоняние □ осязание О вкус 4. Какой орган помогает определить вкус пищи? Д нос □ кож а О язы к 5. Откуда должен падать свет при письме? А слева справа сверху 6. Как нельзя читать? А сидя за столом при ярком свете лёжа Какой должна быть температура пищи? А холодной тёплой О горячей 8. Куда должны поступать сигналы от органов чувств? А в сердце в спинной мозг в головной мозг 9. Ученики указывали на диаграмме орган, с помощ ью которого человек воспринима ет больше всего сведений об окружаю щ ем мире. Найди диаграмму, которая будет об разцом для проверки работ. зрение слух обоняние 0 □ О 10. Ученики обозначали на диаграмме рассто яние, на котором книга и тетрадь д ол ж ны находиться от наших глаз при чтении и письме. Кто из ребят правильно справился с заданием? Л Коля Петя О Соня Тест 21 .......... — щщтшш т т т т » п :л ...» т т ^ Надёжная защита организма 1. Назови орган осязания. кож а нос язы к 2. Какое вещество не выделяется через поры кожи? ж ир вода пот 3. 4. 5. Укаж и, что не является «работой» кожи? А кож а — орган осязания кож а защищает внутренние органы кож а — орган обоняния Найди неправильную характеристику кож и. А кож а твёрдая кож а упругая кож а мягкая Что нельзя увидеть на поверхности кожи? А волоски нервы поры 6. С колько раз в месяц надо мыть всё тело? А 1—2 раза не менее 3 раз О не менее 4—5 раз 7. Как часто надо мыть лицо, уши и шею? А 2 раза в день 2 раза в месяц О 4—5 раз в месяц 8. Какое повреждение кож и можно получить зимой на улице? А ранку о ж ог О обморожение Работая в группах, дети составляли советы по уходу за кож ей, которая часто пересы хает. Учительница сказала, что правильным оказался только один совет. Советом какой группы ты воспользуешься? А Первая группа предложила смачивать кож у водой. Вторая группа — смазывать кож у кре мом. Третья группа — смазывать кож у жиром. 10. Третьеклассники рассказывали на уроке о «работе» пота. Кто из детей ответил пра вильно? Ира: «Пот охлаждает тело человека». Кирилл: «Пот делает кож у более мягкой и упругой». Тимур: «Пот выводит из организма вредные вещества». А Ира и Кирилл Кирилл и Тимур О Ира и Тимур Тест Опора тела и движение С колько костей в скелете взрослого челове ка? Л более 200 более 400 О более 600 2. Что не является «работой» скелета? Д скелет защищает внешние органы от по вреждений скелет — опора тела О скелет защищает внутренние органы от повреждений Какую систему органов образую т скелет и мышцы? Д пищеварительную кровеносную опорно-двигательную 4. Укаж и, какое количество мышц человек ис пользует при ходьбе. Д 650 мышц 200 мышц О 43 мышцы 5. Где проходит позвоночник? А вдоль рук вдоль ног вдоль спины 6 Скелет какой части тела составляют бедро, голень и стопа? А руки ноги спины 7. Какой орган приводит тело в движение? А скелет мышцы суставы 8. Повреждение костей скелета называется... А порез перелом вывих 9. Врач объяснял детям, что носить школьные вещи надо так, чтобы не испортить осанку. Для этого тяжесть нужно распределять равно мерно. Какой предмет по совету врача надо выбрать для школьных принадлежностей? А дипломат ранец пакет 10. Учитель показала третьеклассникам рисунки, на которы х изображены дети, сидящие за столом. Определи, на каком рисунке изо бражён мальчик, который нарушает правила посадки. А Коля сидит, опираясь на край стола. Юра сидит прямо, слегка наклонив голову. О Женя поставила ноги на пол всей ступнёй. Тест 23 j Наше питание 1. Какие вещества служат основным «строи тельным материалом» для тела человека? А белки □ жиры О углеводы 2. Укаж и, каких веществ много в хлебе, кру пах, картофеле и кондитерских изделиях. Л белков □ жиров О углеводов 3. Назови вещества, которы х много в масле маргарине и сметане. А ж иров □ белков О углеводов 4. Излишки каких веществ организм превраща ет в подкожны й жир? А витаминов □ белков О углеводов Каких веществ много в овощ ах и фруктах? Д углеводов витаминов О белков 6. В какой части организма человека пища размельчается? Д в ротовой полости □ в желудке О в кишечнике 7. В какой части пищеварительной системы пища переваривается? Д в ротовой полости □ в желудке О в пищеводе 8. С колько раз в день надо принимать пищу? Д 1 раз □ 1—2 раза О 3—4 раза 9. Ученик выполнял задание по теме «Система органов». К какой системе органов он дол- жен отнести глотку, ж елудок, кишечник? Д к кровеносной системе □ к опорно-двигательной системе О к пищеварительной системе 10. Третьеклассники в группах составляли сове ты для памятки «Как правильно питаться», а затем обсуждали их. Советами какой группы ты воспользуешься? Первая группа: «Надо есть в одно и то же время». Вторая группа: «Надо, чтобы пища была разнообразной». Третья группа: «Надо обязательно есть пе- ред сном». А 1-й и 2-й групп □ 2-й и 3-й групп О 1-й и 3-й групп Тест 24 Дыхание и кровообращение 1. В какую систему органов входят сердце и сосуды? Д в пищеварительную систему в систему дыхания О в кровеносную систему 2. Какой орган состоит из множества малень ких пузырьков? Д лёгкие бронхи трахея 3. У каж и орган, который заставляет двигаться кровь. Д ж елудок сердце лёгкие 4. Меняется ли пульс после ф изической нагруз ки? Д не меняется становится чаще О становится реже 5. Что мы выдыхаем из лёгких? Д кислород □ углекислый газ О азот 6. Выбери правильный путь поступления возду ха в лёгкие. Л трахея — носовая полость — бронхи бронхи — трахея — носовая полость О носовая полость — трахея — бронхи К дыхательной системе относится... А сердце □ лёгкие О почки 8. Что не входит в кровеносную систему? А печень сердце О кровеносные сосуды 9. Ученик выполнял задание по теме «Система органов». К какой системе он должен отне сти носовую полость, трахею и бронхи? А к пищеварительной системе к системе дыхания О к кровеносной системе 10. Ученики определяли, какую «работу» выпол няет кровь в организме человека. Кто из ребят дал неправильный ответ? А Оля сказала, что кровь приносит ко всем органам питательные вещества и кислород. Дима сказал, что кровь выводит из ор ганизма непереваренные остатки пищи. Максим сказал, что кровь уносит от всех органов углекислый газ. 73 Т * Тест 25 Умей предупреждать болезни, Здоровый образ жизни 1. Как называется особая чувствительность к некоторым веществам? ^ Д инфекция эпидемия О аллергия 2. Отметь, как не передаются возбудители ки шечных заболеваний. Д по воздуху с пищей О с грязными руками 3. Как передаются возбудители инф екционных заболеваний? Д по воздуху с пищей О с водой 4. Назови заболевание, которое не относится к инфекционным. Д грипп □ дизентерия О корь 5. Ученикам надо было раскрасить лёгкие ку рящего человека. Какого цвета карандаши они взяли для выполнения задания? Л розового жёлтого О серого 6. Какое питание нельзя назвать здоровым? А регулярное □ без спешки О однообразное 7. Укаж и, что вредит здоровью. А □ О игры на свежем воздухе малоподвижный образ жизни плавание, катание на лыжах 8. Что поможет организму стать сильнее? А курение закаливание О спиртное 9. Друзья рассказывали о том, что они дела ют, чтобы организм стал сильнее. Ваня сказал, что занимается спортом. Игорь рассказал, как он закаливается. Денис поделился рецептами вкусных блюд, которые он ест. У кого из мальчиков организм станет силь нее? А у Вани и Игоря у Игоря и Дениса О у Вани и Дениса 10. Максим проводил исследование по теме «Вредные привычки». Он собирал материал о влиянии на организм человека никотина, алкоголя и наркотиков. Как ты думаешь, ка- кой вывод сделал Максим? А Больше всего разрушает организм и, в конце концов, убивает человека никотин. □ Больше всего разрушает организм и, в конце концов, убивает человека алко- голь. О Больше всего разрушают организм и, в конце концов, убивают человека нарко- тики. Тест 1 Огонь, вода и газ 1. По какому номеру телефона надо звонить, если начался пожар? А 01 □ 02 О 03 2. Что не надо делать во время пожара? Л дышать через мокрое полотенце прятаться в шкаф или под кровать О затыкать щели мокрыми тряпками 3. Укажи, что надо сделать, выбегая из комна ты, в которой начался пожар. А открыть окно □ закрыть дверь О открыть дверь 4. Что необходимо предпринять, если произо шла авария водопровода? А замотать трубу тряпками уйти из квартиры О перекрыть вентиль воды 5. Кто должен устранять аварию водопровода? А соседи □ родители О водопроводчик 6. Каковы будут твои действия, если ты почув ствовал запах гари? Д открыть окно закрыть окно О выйти из помещения 7. Отметь, чего нельзя делать в квартире, если пахнет газом. А мыть руки □ открывать окно О зажигать спички 8. Укажи номер телефона, по которому надо звонить в газовую службу. А 02 □ 03 О 04 9. У Димы в квартире лопнула батарея и по текла вода. В списке над телефоном были указаны номера участкового уполномоченно го, диспетчера, консьержа. Кому Дима дол жен позвонить, чтобы вызвать водопроводчи ка? А диспетчеру □ участковому уполномоченному О консьержу 10. На уроках третьеклассники инсценировали вызов пожарных. Кто из учеников сообщил самые необходимые сведения для вызова пожарных? Л Андрей сообщ ил адрес, по которому произош ло возгорание, что он уже сде лал для тушения пожара и как к нему подъехать. Игорь сообщ ил свой адрес и фамилию. О Антон указал свой адрес, возраст, фа милию. Тест 2 Чтобы путь был счастливым 1. Укажи, где может ходить пешеход. Л по мостовой по шоссе О по тротуару 2. На какой сигнал светоф ора можно перехо дить улицу? А на красный на жёлтый О на зелёный 3. Куда надо посмотреть сначала, переходя улицу? А налево направо вперёд 4. Как называют наземный переход, отмечен ный на асфальте белыми полосами? А олень зебра О лошадь 5. Во сколько лет можно выезжать на велоси- педе на дорогу? А в 10 лет в 12 лет О в 14 лет 6. Где дети до 14 лет могут ездить на велоси педе? А по дороге во дворе О по пешеходному переходу 7. Как называют человека, управляющ его транс портным средством? А пешеход водитель О пассажир 8. Что не обязательно знать велосипедисту? А название завода, производящ его велоси педы устройство велосипеда О правила д орож ного движения