menu
person

Тема №9018

Ответы к тесту по философии 20 тем (Часть 1)

Тема 1. Философия, ее предмет
и роль
в жизни
человека
и общества
1. Выберите суждения, характеризующие такой феномен
духовного мира человека
и общества, как мировоззрение:
а) мировоззрение – это форма организации самосознания
индивида
и общества;
б) мировоззрение – это представление
о мире
и месте че-
ловека
в мире;
в) мировоззрение – это совокупность индивидуального
опыта человека;
г) мировоззрение – это строгая непротиворечивая систе-
ма суждений
о природе.
2. Укажите исторические типы мировоззрения:
а) религиозное мировоззрение; г) мифология;
б) экзистенциализм;
д) философское
в) атеизм; мировоззрение.
3. Укажите
в хронологической последовательности сле-
дующие феномены духовной культуры:
а) наука;
в) философия.
б) мифология;
4. Определите время возникновения философского миро-
воззрения:
а) сер. III тыс. до
н.э.;
в) VII – VI
в. до
н.э.;
б) III – I
в. до
н.э.; г) XVII – XVIII вв. до
н.э.
5. Как соотносятся философия
и мировоззрение:
а) философия – часть мировоззрения;
б) мировоззрение – часть философии;
в) философия – теоретическая часть мировоззрения;
г) философия есть мировоззрение.
6. Вставьте пропущенное слово: Первая форма мировоз-
зрения … была доинтеллектуальной, вторая … надинтеллекту-
5
альной, то есть не нуждающаяся в логике и рациональном зна-
нии. В свою очередь … выдвинула на первый план интеллекту-
альные аспекты мировоззрения.
7. Определите, что является предметом изучения философии:
а) Бог;
б) физическая реальность;
в) материя;
г) наиболее общие сущностные характеристики мира,
человеческого отношения к природе, обществу и духовной жиз-
ни человека.
8. Установите проблематику основных разделов философ-
ского знания:
а) онтология ………………..;
б) гносеология ………………;
в) философская антропология ………………….;
г) социальная философия ………………………
9. Определите, в каком из приведенных отношений заклю-
чается суть основного вопроса в марксистской философии:
а) теории к практике; г) содержания к форме;
б) идеального к материальному; д) причин к следствию;
в) сознания к материи; ж) духа к природе.
10. Какие из перечисленных понятий можно отнести к фи-
лософским категориям?
а) элементарная частица; д) атом;
б) бытие; е) материя;
в) гравитация; ж) свобода;
г) субстанция; з) истина.
11. Определите философскую позицию автора высказы-
вания: «Я вижу эту вишню, я осязаю ее, я пробую ее … следо-
вательно, она реальна … Устрани ощущение мягкости, влаж-
ности, красоты, терпкости и ты уничтожишь вишню. Так как
она не есть бытие, отличное от ощущений, то вишня, я утвер-
6
ждаю, есть не что иное, как соединение чувственных впечат-
лений …»
а) объективный идеализм; в) дуализм.
б) субъективный идеализм;
12. Укажите философскую позицию автора высказывания:
«Дух бесконечно выше, чем природа; в нем божественность про-
является больше, чем в природе …»:
а) субъективный идеализм; в) агностицизм.
б) объективный идеализм;
13. Определите философскую позицию, заключенную в
словах древнегречекого философа Демокрита: «Миров бесчис-
ленное множество, и они имеют начало и конец во времени. И
ничто не возникает из небытия … И атомы … носятся же они во
Вселенной, кружась в вихре, и, таким образом, рождается все
сложное: огонь, вода, воздух, земля … Последние суть соедине-
ния некоторых атомов»:
а) дуализм; в) идеализм.
б) материализм;
14. Вставьте пропущенное слово в следующее утвержде-
ние: «Философская позиция, отрицающая возможность досто-
верного познания сущности окружающей человека действитель-
ности, – это позиция …».
а) дуализм; г) скептицизм;
б) материализм; д) идеализм.
в) агностицизм;
15. Вставьте пропущенные слова в следующем суждении:
«… метод философского познания и мышления исторически
сформировался раньше, чем … метод».
а) объективный; в) субъективный;
б) метафизический; г) диалектический.
16. Расположите в хронологическом порядке названные
формы диалектики: 
7
а) материалистическая диалектика;
б) стихийная диалектика;
в) идеалистическая диалектика.
17. Установите соответствие, характеризующее основные
методы философского исследования (диалектический метод или
метафизический метод):
а) принцип развития;
б) признание локального характера;
в) принцип всеобщей связи;
г) констатация устойчивости, неизменности предметов и
явлений окружающего мира.
18. Определите, о какой функции философии свидетельст-
вует тот факт, что научное знание базируется на определенных
философских представлениях, философских принципах и кате-
гориях:
а) мировоззренческая; в) аксиологическая;
б) методологическая; г) гносеологическая.
19. Определите функцию философии, о которой идет речь
в высказывании русского философа XIX в. В.С. Соловьева:
«…безусловно необходимы для жизни человеческой убеж-
дения и воззрения высшего порядка, т.е. такие, что разрешали
бы существенные вопросы ума, вопросы об истине сущего, о
смысле или разуме явлений, и вместе с тем удовлетворяли бы
высшим требованиям воли, ставя безусловную цель для хотения,
определяя верховную норму деятельности, давая внутреннее со-
держание всей жизни».
а) мировоззренческая; в) аксиологическая;
б) методологическая; г) гносеологическая.
20. Назовите представителей философского идеализма:
а) К. Маркс; г) Г.Гегель;
б) Платон; д) Дж. Беркли;
в) Демокрит; е) Р. Декарт.
8
21. Назовите представителей философского материализма:
а) Дж. Юм; г) Демокрит;
б) М. Хайдеггер; д) К. Маркс;
в) П. Гольбах; е) Платон.
22. Назовите представителей агностицизма:
а) Г. Гегель; г) И. Кант;
б) Д. Юм; д) Г. Лейбниц.
в) К. Маркс;
Тема 2. Философия Древней Индии и Древнего Китая
1. История индийской философии делится на следующие пе-
риоды (в хронологическом порядке). Укажите правильный ответ:
а) эпический период, ведический период, период сутр и
комментариев к ним;
б) ведический период, эпический период, период сутр и
комментариев к ним;
в) период сутр и комментариев к ним, эпический период,
ведический период;
г) ведический период, период сутр и комментариев к
ним, эпический период;
д) эпический период, период сутр и комментариев к ним,
ведический период.
2. Верования каких индоевропейских племен сыграли важ-
нейшую роль в формировании древнеиндийской религии?
а) ариев;
б) мундов;
в) дравидов;
г) ракшасов;
д) кшатриев.
3. Каковы четыре варны (сословия) древнеиндийского об-
щества? 
9
а) араньяки, кшатрии, вайшьи и упанишады;
б) упанишады, брахманы, джайны и ракшасы;
в) брахманы, араньяки, вайшьи и асуры;
г) брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры;
д) Брахман, Индра, Агни и Шива.
4. Определите время формирования ведических текстов:
а) XXII – XV вв. до н.э.;
б) XIX – XI вв. до н.э.;
в) XV – VII вв. до н.э.;
г) XI – V вв. до н.э.;
д) II в. до н.э. – VII в. н.э.
5. Что относится к ведическим текстам?
а) Веды;
б) Брахманы;
в) Рамаяна и Махабхарата;
г) Бхагавадгита;
д) Упанишады.
6. Как назывыается в индийской философской традиции
закон воздаяния, определяющий судьбу человека?
а) ригведа;
б) пуруша;
в) прана;
г) Атман;
д) карма.
7. Что такое сансара?
а) философская школа, оформившаяся в эпический пери-
од (VI в. до н.э. – II в. н.э.);
б) имя одного из авторов ведических текстов;
в) цепь перерождений каждого существа в мире;
г) образ жизни праведного человека;
д) древнеиндийский бог огня.
10
8. В упанишадах развивается учение о Брахмане и Атмане,
которые представлены как…
а) братья-герои, ведущие борьбу с демонами;
б) высшая объективная реальность и субъективное, ин-
дивидуальное начало;
в) ступени познания социальных законов;
г) праведный и неправедный образы жизни;
д) воплощения бога Шивы, разрушающего и воссоздаю-
щего мир.
9. Какие из перечисленных школ, сформировавшихся в те-
чение эпического периода древнеиндийской философии, отри-
цали авторитет вед?
а) веданта;
б) джайнизм;
в) буддизм;
г) йога;
д) локаята (чарвака).
10. Кто считается основателем джайнизма?
а) Конфуций;
б) Будда;
в) Махавира Вардхамана;
г) Кришна;
д) Сиддхартха Гаутама.
11. Согласно учению джайнов, карма являет собой свя-
зующее звено между адживой и дживой, то есть между…
а) личностью и обществом;
б) человеком и космосом;
в) воплощениями души в сансаре;
г) материальной и духовной сущностью человека;
д) Брахманом и Атманом.
12. Что, по мнению джайнов, может помочь душе человека
освободиться от закона воздаяния и цепи перевоплощений? 
11
а) аскетический образ жизни;
б) «недеяние»;
в) борьба с «неверными»;
г) совершение благих деяний;
д) принесение в жертву богам животных.
13. Выберите «Три драгоценности» джайнов (Триратна):
а) нормы и предписания, помогающие освободиться от
кармы;
б) символы власти в джайнской общине;
в) испытания, через которые должен пройти человек,
решивший вступить в общину;
г) три важнейших текста джайнского канона;
д) три сына основателя джайнизма;
е) восприятие Будды как учителя, его дхармы как закона
и сандхи как сообщества единомышленников.
14. Какое имя носил основатель буддизма в своей мирской
жизни?
а) Акшапада Гаутама;
б) Сиддхартха Гаутама;
в) Бодхисатва;
г) Далай-лама;
д) Будда Шакьямуни.
15. Какой из указанных текстов занимает центральное ме-
сто среди буддийских канонических сборников?
а) Авеста;
б) Махабхарата;
в) Бхагавадгита;
г) Типитака;
д) Тора.
16. «Существует страдание; существует причина страда-
ния; страдание может быть прекращено; существует путь, веду-
щий к избавлению от страдания»… Как принято называть осно-
ву учения Будды, выраженную в этих фразах?
12
а) четыре драгоценности;
б) четыре корзины;
в) четыре благородные истины;
г) благой четверичный путь;
д) четыре основы.
17. Что, по мнению Будды, является главной причиной стра-
даний?
а) неправильное понимание своего назначения в обществе;
б) социальная несправедливость;
в) неизбежность смерти;
г) несовершенство человека по сравнению с богом;
д) желание, стремление.
18. Как называются основные направления, на которые
первоначально разделился буддизм?
а) локаята и чарвака;
б) ламаизм и ваджраяна;
в) хинаяна и махаяна;
г) миманса и вайшьешика;
д) санкхья и ньяя.
19. Чем является нирвана с точки зрения буддистов?
а) состояние полного удовлетворения, блаженства;
б) иной мир, в котором, в зависимости от земной жизни,
душа человека подвергается мучениям или обретает «жизнь веч-
ную»;
в) «угасание», «остывание» души, избавившейся от же-
ланий и стремлений;
г) воплощение души в высшем существе;
д) переход души из мира вещей в мир идей.
20. В каких древнеиндийских текстах можно встретить
первые элементы материалистических учений?
а) в ведах;
б) в упанишадах;
в) в эпосах Рамаяна и Махабхарата; 
13
г) в сутрах I тысячелетия н.э.;
д) в комментариях к сутрам.
21. Последователи учения локаята (чарвака) считали,
что…
а) от закона кармы и сансары можно освободиться;
б) от закона кармы и сансары нельзя освободиться ника-
ким образом;
в) ни загробной жизни, ни закона кармы, ни сансары не
существует;
г) душа человека после его смерти переходит в лучший
мир;
д) душа человека после его смерти подвергается вечным
мучениям в ином мире.
22. В чем видели локаятики смысл жизни?
а) в счастье и наслаждении;
б) в поиске пути освобождения от сансары;
в) в познании законов взаимодействия человека и богов;
г) в постижении учения Будды;
д) в познании законов материального мира.
23. Каковы характерные особенности большинства фило-
софских учений Древней Индии?
а) отсутствие интереса к внутреннему миру человека;
б) большое значение этико-психологических проблем;
в) существенная связь с научной мыслью;
г) невнимание к проблемам космологии;
д) признание несовершенства окружающего мира как
мира страдания, от которого можно и дόлжно освободиться.
24. Представитель какого философского направления мог
бы сказать: «Пока живешь, живи радостно, ибо смерти не может
избежать никто. Когда тело будет сожжено, превратится в пепел,
обратное превращение никогда не совершится»?
а) локаята;
б) джайнизм;
14
в) буддизм;
г) йога;
д) веданта.
25. «Как дерево, хотя и вырванное, продолжает расти, так
и страдание рождается снова и снова, если не искоренена склон-
ность к желанию». В каком источнике, скорее всего, вы найдете
эту фразу?
а) веды;
б) Бхагавад-гита;
в) джайнский канон;
г) буддийский канон;
д) сутры.
26. Укажите хронологические рамки становления филосо-
фии в Древнем Китае:
а) VII – VI в. до н.э.;
б) VII – III в. до н.э.;
в) VIII – VI в. до н.э.;
г) III – X вв.
27. Укажите древнекитайские литературные памятники,
отразившие процесс становления философии в Древнем Китае:
а) Книга песен;
б) Книга истории;
в) Книга порядка;
г) Книга памяти;
д) Книга лета;
е) Книга весны и осени;
ж) Книга перемен.
28. Назовите основные национальные философские учения
Древнего Китая:
а) даосизм;
б) конфуцианство;
в) моизм;
г) легизм; 
15
д) джайнизм;
е) синтоизм;
ж) натурфилософская школа (инь-ян цзя).
29. Соотнесите философские школы Древнего Китая с име-
нами выдающихся китайских мыслителей:
а) натурфилософская школа (инь-ян цзя) Конфуций
б) даосизм Цзоу Янь
в) конфуцианство Лао-цзы
г) моизм Шан Ян
д) легизм Мо-цзы
30. Определите содержание важнейшего философского
понятия древнекитайской философии – дао:
а) ритуал, церемония, этикет;
б) совершенный, благородный человек;
в) «недеяние»;
г) гуманность, милосердие, человечность;
д) всеобщий космический закон, естественный ход вещей.
31. Определите содержание важнейшего философского
понятия древнекитайской философии – сяо:
а) сыновняя почтительность и почитание старшего брата;
б) гуманность, милосердие, человечность;
в) совершенный, благородный человек;
г) ритуал, церемония, этикет;
д) мудрость, знание, ум.
32. На чем сосредоточено основное внимание в философ-
ском учении Конфуция?
а) воспитание человека;
б) изучение природы;
в) искусство управления государством;
г) разработка методов научного познания.
33. В чем смысл концепции исправления имен Конфуция?
16
а) изменение имени при достижении совершеннолетия;
б) разработка принципов управления государством;
в) переименование населенных пунктов;
г) элемент военной тактики.
34. В чем смысл учения даосов о недеянии?
а) призыв к пассивному созерцанию;
б) воздержание от злых поступков;
в) следование естественным законам и ненарушение их
своей волей.
35. Продолжите фразу: «Центральное место в учениях пред-
ставителей философской школы инь-ян цзя занимали вопросы …»
а) социальной философии;
б) воспитания человека;
в) онтологии;
г) гносеологии.
36. Продолжите фразу: «Древнекитайский философ Мо-
цзы проповедовал принципы …»
а) послушания властям;
б) всеобщей любви;
в) любви к ближнему;
г) недеяния.
37. Представители школы легистов были сторонниками
принципов…
а) равенства всех перед Законом и Сыном Неба;
б) жестоких законов и наказаний;
в) воспитания;
г) недеяния.
Тема 3. Античная философия
1. Укажите черты, присущие древнегреческой философии:
а) онтологизм; в) космологизм;
б) агностицизм; г) эмпиризм. 
17
2. Назовите представителей философии Древней Греции:
Лао-цзы, Платон, Конфуций, Будда, Сократ, Пифагор,
Зенон, Берлин, Парменид, Гегель, Сенека.
3. Кого
и почему считают первым философом Запада?
а) Фалес;
в) Платон;
б) Пифагор; г) Парменид.
4. Установите соответствие между именами древнегрече-
ских философов
и их учениями:
1) Гераклит; а) наивная стихийная диалектика;
2) Парменид;
б) атомистическое учение;
3) Сократ;
в) учение
о бытии;
4) Демокрит; г) учение
о мире людей;
5) Платон.
д) этический рационализм.
5. Соотнесите имена древнегреческих натурфилософов
и
выдвигаемые ими варианты первоначала мироздания:
1) Гераклит; а) атомы;
2) Фалес;
б) воздух;
3) Пифагор;
в) число;
4) Анаксимен; г) вода;
5) Анаксимандр; д) огонь;
6) Демокрит. е) апейрон.
6. Кто из перечисленных философов явился основателем 1)
объективного идеализма, 2) материализма?
а) Фалес;
в) Зенон;
б) Демокрит; г) Платон.
7. Назовите мыслителя, которому принадлежит высказы-
вание: «Все течет …»:
а) Фалес;
в) Гераклит;
б) Демокрит; г) Зенон.
8. Какое из философских учений наиболее полно разрабо-
тано Парменидом?
18
а) учение
о бытии; в) учение
о форме;
б) учение
о первооснове мироздания.
9. Назовите древнегреческих философов, развивавших
атомистическое учение:
а) Левкипп; г) Демокрит;
б) Зенон;
д) Сократ;
в) Эпикур; е) Эмпедокл.
10. Кого из древнегреческих философов называли «учите-
лями мудрости»?
а) софистов;
в) последователей Платона;
б) скептиков; г) всех древнегреческих философов.
11. Выделите имя древнегреческого философа, начиная с
которого
в западной традиции впервые четко обозначился инте-
рес
к человеку:
а) Платон;
в) Будда;
б) Сократ; г) Конфуций.
12. Назовите автора тезиса: «Человек – мера всех вещей».
а) Аристотель; г) Протагор;
б) Пифагор;
д) Сократ.
в) Платон;
13. Выделите основные положения философии Платона:
а) наилучшая форма правления – это демократия;
б) идеи являются сущностью вещей;
в) есть бытие, небытия нет;
г) управлять обществом должны философы;
д) мировая душа – источник движения космоса.
14. Назовите древнегреческого философа, которому при-
надлежит следующее определение человека: «Человек есть об-
щественное животное»:
а) Сократ;
в) Демокрит;
б) Платон; г) Аристотель. 
19
15. Подчеркните суждения, которые правильно выражают
учения Аристотеля:
а) Душа есть форма тела;
б) Бог – конечная форма всех форм;
в) материя есть действительность.
16. Кому из античных мыслителей принадлежит следую-
щее высказывание «Я знаю, что ничего не знаю»?
а) Фалес; г) Аристотель;
б) Гераклит; д) Платон.
в) Сократ;
17. Кто из древнегреческих философов осуществил клас-
сификацию научно-философского знания?
а) Аристотель; в) Платон.
б) Парменид;
18. Выделите основные научно-философские достижения
Аристотеля:
а) создал основу современной системы философских ка-
тегорий;
б) основал формальную логику (силлогистику);
в) основал психологию;
г) заложил основы синергетики;
д) очертил предметные поля всего комплекса научного
античного знания;
е) обозначил специфику этики, эстетики.
19. Назовите имя философа – автора философско-
политической работы «Государство», в которой описывается
представление об идеальном государстве:
а) К. Маркс; г) Аристотель;
б) Конфуций; д) Г. Гегель.
в) Платон;
20. Назовите философские школы эпохи эллинизма:
20
а) рационализм; г) кинизм;
б) стоицизм; д) эпикуреизм;
в) агностицизм; е) скептицизм.
21. Как вы считаете, кто явился основателем неоплатонизма?
а) Зенон; г) Плотин;
б) Парменид; д) Сенека;
в) Эпикур; е) Аристотель.
22. В каком философском направлении поздней античности
была предпринята попытка синтеза всей античной философии?
а) эпикуреизм; г) стоицизм;
б) скептицизм; д) неоплатонизм.
в) кинизм;
Тема 4. Средневековая философия
1. Определите хронологические рамки средневековой фи-
лософии:
а) I – Xвв.; в) II – XV вв.;
б) V – XV вв.; г) X – XVIII вв.
2. Назовите основные черты, характерные для философ-
ского мышления эпохи средневековья:
а) космоцентризм; е) идея откровения;
б) антропоцентризм; ж) агностицизм;
в) теоцентризм; з) символизм;
г) пантеизм; и) провиденциализм.
д) креационизм;
3. Закончите фразу: «Основными этапами развития сред-
невековой философии являются …»
а) классический; г) патристика;
б) апологетика; д) эллинистический.
в) схоластика; 
21
4. Назовите представителей философии Средневековья:
Августин Блаженный, Николай Кузанский, Демокрит, Иоанн
Росцелин, Эпикур, Галилео Галилей, Пьер Абеляр, Уильям Ок-
кам, Френсис Бэкон, Иоанн Дунс Скот, Фома Аквинский, Пар-
менид, Анаксимен.
5. Закончите фразу: «Термин «креационизм» переводится с
латинского как …»
а) «сотворение»; в) «отец»;
б) «Бог»; г) «провидение».
6. Назовите философа, на идеи которого опирался Фома
Аквинский:
а) Платон; г) Демокрит;
б) Аристотель; д) Парменид.
в) Рене Декарт;
7. Назовите основные проблемы философии Средних веков:
а) Бога; г) историософии;
б) человека; д) веры и разума;
в) природы; е) универсалий.
8. Кто из христианских мыслителей считал, что все чело-
вечество развивается в царствах: «Граде земном» и «Граде
Божьем»?
а) Августин; в) Фома Аквинский.
б) Боэций;
9. Какой фразой можно выразить роль философии в сред-
ние века?
а) «царица наук»; в) «наука наук».
б) «служанка богословия»;
10. Назовите философов – представителей периода патри-
стики:
а) Аврелий Августин; в) Фома Аквинский;
б) Пьер Абеляр; г) Уильям Оккам.
22
11. Назовите наиболее видных представителей зрелой схо-
ластики:
а) Альберт Великий; в) Фома Аквинский;
б) Пьер Абеляр; г) Иоанн Росцеллин.
12. Назовите средневекового автора изречения «верую,
чтобы понимать»:
а) Августин Блаженный; в) Фома Аквинский;
б) Пьер Абеляр; г) Квинт Тертуллиан.
13. Представители номинализма в средневековой философии:
а) Аврелий Августин; г) Иоанн Дунс Скот;
б) Квинт Тертуллиан; д) Иоанн Росцеллин;
в) Пьер Абеляр; е) Иоанн Дамаскин.
14. Закончите фразу: «Основная задача средневековой фи-
лософии состояла в…»
а) разработке морально-этического кодекса;
б) построении учения о душе;
в) защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога.
15. Кому принадлежит фраза: «Понимаю, чтобы верить»?
а) Фоме Аквинскому; в) Иоанну Расцелину;
б) Пьеру Абеляру; г) Уильяму Оккаму.
16. Представители реализма в средневековой философии:
а) Аврелий Августин; г) Иоанн Росцеллин;
б) Ансельм Кентерберийский; д) Пьер Абеляр.
в) Фома Аквинский;
17. Назовите представителей византийской средневековой
философии:
а) Фома Аквинский; в) Иоанн Дамаскин;
б) Григорий Богослов; г) Василий Великий.
18. Продолжите фразу: «Философия в средние века зани-
мала подчиненное положение по отношению к...» 
23
а) науке;
в) религии;
б) государству; г) теологии.
19. Социальная философия Аврелия Августина базирова-
лась на представлении
о ...
а) бесцельности истории;
б) неизменности общественного бытия;
в) цикличности исторического процесса;
г) целенаправленности истории;
д) эсхатологической устремленности истории.
20. Выберите правильное суждение: «Время, по Аврелию
Августину...»
а) имеет божественное происхождение;
б) не существует;
в) связано с пространством;
г) существует
в нашем уме.
Тема 5. Философия эпохи Возрождения
1. Назовите хронологические рамки эпохи Возрождения.
(Каковы временные рамки Ренессанса?)
а) XIV – XVI вв.;
в) XI – XVI вв.;
б) XIV – XVII вв.; г) XVI – XVIII вв.
2. Назовите представителей философии Возрождения:
Данте, Декарт, Августин Блаженный, Франческо Петрарка,
Эразм Роттердамский, Галилео Галилей, Фома Аквинский, То-
мас Мор, Мишель Монтень, Пьер Абеляр, Пико делла Мирандо-
ла, Томас Гоббс, Николай Кузанский, Николай Коперник, Джор-
дано Бруно.
3. Укажите отличительные особенности философского
мышления
в эпоху Возрождения:
а) антропоцентризм;
д) деизм;
б) пантеизм; е) антисхоластическая на-
в) панлогизм; правленность;
г) атеизм;
24
4. Кого из представителей Ренессанса называют «отцом
гуманизма»?
а) Франческо Петрарку; в) Эразма Роттердамского;
б) Алигьери Данте; г) Джордано Бруно.
5. Назовите представителей натурфилософии
в эпоху Ре-
нессанса:
а) Николай Коперник; г) Николай Кузанский;
б) Томас Мор;
д) Франческо Петрарка.
в) Джордано Бруно;
6. Кто автор известного труда «Город Солнца»?
а) Томас Мор;
в) Томмазо Кампанелла;
б) Николо Макиавелли; г) Жан Боден.
7. Что означает термин «Возрождение»? Восстановление ин-
тереса
к…
а) античности; г) язычеству;
б) первобытности;
д) христианству.
в) средневековью;
8. Назовите имя крупного социального философа эпохи
Возрождения:
а) Коперник; г) Макиавелли;
б) Кальвин;
д) Лютер.
в) Галилей;
9. Определите мировоззренческую позицию Николая Ку-
занского:
а) атеизм;
в) пантеизм;
б) деизм; г) дуализм.
10. Какую систему ценностей создали гуманисты?
а) стремление
к славе;
б) преклонение перед красотой человеческого тела;
в) принятие радостей земного существования;
г) культ наслаждения
и пользы;
д) искупление грехов. 
25
11. Кто явился основателем ренессансного неоплатонизма?
а) Данте;
в) Джордано Бруно;
б) Николай Кузанский; г) Галилео Галилей.
12. Кого из философов Возрождения называли «Вольтером
XVI века»?
а) Томаса Мора;
в) Джордано Бруно;
б) Николая Кузанского; г) Галилео Галилея.
д) Эразма Роттердамского;
13. Важная черта идеального государства Томаса Мора –
отсутствие...
а) брачных отношений; в) наказаний;
б) частной собственности; г) рабовладения.
14. Продолжите фразу: «Николай Кузанский считал, что
человеческое познание...»
а) абсолютно; г) ограничено;
б) беспредельно;
д) относительно.
в) невозможно;
15. Что объединяет
и отождествляет пантеизм?
а) Бога
и природу; г) философию
и религию;
б) Бога
и человека;
д) человека
и природу.
в) науку
и религию;
16. Чем определялась ценность человеческой деятельности
для гуманистов эпохи Возрождения?
а) заслугами перед Богом;
в) происхождением;
б) личными заслугами; г) социальной принадлеж-
ностью.
Тема 6. Основные проблемы философии Нового времени
1. Определите хронологические рамки философии Нового
времени:
26
а) XIX – XX вв.; г) XVII – перв. пол. XIX вв.;
б) XV – XVIII вв.;
д) XVII – XIX вв.
в) XVI – XIX вв.;
2. Назовите основные особенности философии XVII века:
а) наукоцентризм; г) эмпиризм
и рационализм;
б) антропоцентризм; д) диалектрический стиль
в) механицизм; мышления;
е) агностицизм.
3. Определите основные темы исследования философии
XVII века:
а) духовный мир человека; г) познание человеком окру
б) отношение человека
к Богу; жающего мира;
в) природное окружение
д) социальная реальность.
человека;
4. Выделите представителей философии Нового времени:
Николай Кузанский, И. Кант, Р. Декарт, Т. Мор, Ф. Бэ-
кон, Д. Бруно, У. Оккам, Аристотель, Б. Спиноза, Д. Дидро,
Т. Гоббс, Данте, Л. Фейербах, Д. Локк, Г. Лейбниц.
5.
С именем какого философа связана традиция европей-
ского рационализма?
а) Ф. Бэкон; г) Р. Декарт;
б) Т. Гоббс;
д) Б. Спиноза.
в) Дж. Локк;
6. Кто является родоначальником эмпиризма
в философии
Нового времени?
а) Бэкон; г) Декарт;
б) Гоббс;
д) Локк;
в) Лейбниц; е) Спиноза.
7. Чья философская система может быть охарактеризована
как дуалистическая?
а) Ф. Бэкон; г) Р. Декарт;
б) Т. Гоббс;
д) Б. Спиноза.
в) Г. Лейбниц; 
27
8. Назовите философа, автора учения
о множественности
субстанций:
а) Б. Спиноза;
в) Г. Лейбниц;
б) И. Кант; г) Л. Фейербах.
9. Чья философская система может быть охарактеризована
как пантеизм?
а) Ф. Бэкон;
в) Б. Спиноза;
б) Дж. Локк; г) Г. Лейбниц.
10. Кто из философов Нового времени сформулировал по-
ложение «Природа есть причина самой себя»?
а) Т. Гоббс; г) Б. Спиноза;
б) Дж. Локк;
д) Д. Беркли.
в) Р. Декарт;
11. Какой путь познания
Ф. Бэкон считал истинным?
а) «Путь паука»;
в) «Путь муравья».
б) «Путь пчелы»;
12. Назовите философа Нового времени, автора высказы-
вания: «Знание – сила»:
а) Д. Беркли; г) Т. Гоббс;
б) Д. Юм;
д) Дж. Локк.
в) Ф. Бэкон;
13. Кому из английских философов Нового времени при-
надлежит высказывание
о том, что существовать – значит «быть
воспринимаемым»?
а) Ф. Бэкон; г) Д. Беркли;
б) Т. Гоббс;
д) Д. Юм.
в) Дж. Локк;
14. Вставьте пропущенное слово: «Философия Просвеще-
ния – это этап
в развитии европейской философии, относящийся
к ……… веку».
а) XIX – XX вв.; г) XVII – перв. пол.XIX вв.;
б) XV – XVIII вв.;
д) XVII – XIX вв.;
в) XVI – XIX вв.; е) XVIII
в.
28
15. Выделите представителей философии французского
Просвещения:
Д. Юм, Т. Гоббс, Д. Беркли, Д. Дидро, И. Кант, П. Голь-
бах, Р. Декарт, Ф. Вольтер, Ж. Ламетри, Д. Локк, Ж.-
Ж. Руссо,
Ш. Монтескье.
16. Кого из представителей философии французского Про-
свещения можно отнести
к материалистическому направлению?
Д. Дидро, П. Гольбах, Ф. Вольтер, Ж. Ламетри, Ж.-
Ж. Рус-
со, Ш. Монтескье, К. Гельвеций.
17. Назовите характерные черты европейского материа-
лизма XVII – XVIII веков:
а) механицизм; г) пантеизм;
б) метафизичность;
д) диалектический стиль
в) атеизм; мышления.
18. Кто из философов Нового времени стоял на позициях
агностицизма?
а) Д. Беркли; г) Дж. Локк;
б) Д. Юм;
д) Б. Спиноза;
в) Т. Гоббс; е) Р. Декарт.
19. Назовите социально-политических мыслителей XVII
в.:
а) Б. Спиноза; г) И.Ньютон;
б) Г. Лейбниц;
д) Т. Гоббс;
в) Н. Макиавелли; е) Г. Галилей.
20. Кто из философов считал естественным состоянием
«войну всех против всех»?
а) Д. Бруно;
в) Т. Мор;
б) Д. Дидро; г) Т. Гоббс.
21. Какие основные неотчуждаемые естественные права
называл Дж.Локк?
а) право на жизнь;
в) право на свободу;
б) право на образование; г) право на собственность. 
29
22. Назовите последователей социально-политических
концепций Т. Гоббса и Дж. Локка:
а) Б. Спиноза; г) Ж.-Ж. Руссо;
б) Г. Лейбниц; д) Ш. Монтескье.
в) Т. Мор;
 

 
Категория: Философия | Просмотров: 1 | Рейтинг: 1.4/5