menu
person

Тема №7519

Ответы к тестам по обществознанию 8 класс 75474154 (Часть 2)

— Скорее к развязке, — кивнула головой Милдред.

— Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной радиопередачи. Потом ещё больше: одна колонка

текста, которую можно пробежать за две минуты, потом ещё:

десять-двадцать строк для энциклопедического словаря. Я,

3Тест 4. Сфера духовной жизни

конечно, преувеличиваю. Словари существовали для справок.

Но немало было людей, чьё знакомство с «Гамлетом»... ограничивалось одной страничкой краткого пересказа в сборнике,

который хвастливо заявлял: «Наконец-то вы можете прочитать всех классиков! Не отставайте от своих соседей»... Вот

вам интеллектуальный стандарт, господствовавший последние

пять или более столетий.

Милдред встала и начала ходить по комнате, бесцельно

переставляя вещи с места на место.

Не обращая на неё внимания, Битти продолжал:

— А теперь быстрее крутите плёнку, Монтэг! Быстрее!.. Сокращайте, ужимайте! Пересказ пересказа! Экстракт из пересказа пересказов! Политика? Одна колонка, две фразы, заголовок! И через минуту всё уже испарилось из памяти. Крутите

человеческий разум в бешеном вихре, быстрей, быстрей! — руками издателей, предпринимателей, радиовещателей, так, чтобы центробежная сила вышвырнула вон все лишние, ненужные, бесполезные мысли! <...>

— Срок обучения в школах сокращается, дисциплина падает, философия, история, языки упразднены. Английскому

языку и орфографии уделяется всё меньше и меньше времени, и, наконец, эти предметы заброшены совсем. Ж изнь коротка. Что тебе нужно? Прежде всего работа, а после работы

развлечения, а их кругом сколько угодно, на каждом шагу,

наслаждайтесь! Так зачем же учиться чему-нибудь, кроме

умения нажимать кнопки, включать рубильники, завинчивать гайки, пригонять болты? <...>

— Как можно больше спорта, игр, увеселений — пусть человек всегда будет в толпе, тогда ему не надо думать. Организуйте же, организуйте всё новые и новые виды спорта, сверх-

организуйте сверхспорт! Больше книг с картинками. Больше

фильмов. А пищи для ума всё меньше. В результате неудовлетворённость. Какое-то беспокойство. Дороги запружены людьми, все стремятся куда-то, всё равно куда. Бензиновые беженцы. Города превратились в туристские лагери, люди— в орды

кочевников, которые стихийно влекутся то туда, то сюда, как

3Тема 2. Сфера духовной культуры

море во время прилива и отлива, — и вот сегодня он ночует в

этой комнате, а перед тем ночевали вы, а накануне— я.

<...>

— Возьмем теперь вопрос о разных мелких группах внутри

нашей цивилизации. Чем больше население, тем больше таких

групп. И берегитесь обидеть которую-нибудь из них — любителей собак или кошек, врачей, адвокатов, торговцев, начальников, мормонов, баптистов, унитариев, потомков китайских,

шведских, итальянских, немецких эмигрантов, техасцев, бруклинцев, ирландцев, жителей штатов Орегон или Мехико. Герои

книг, пьес, телевизионных передач не должны напоминать подлинно существующих художников, картографов, механиков.

Запомните, Монтэг, чем шире рынок, тем тщательнее надо избегать конфликтов. Все эти группы и группочки, созерцающие

собственный пуп, — не дай бог как-нибудь их задеть! Злонамеренные писатели, закройте свои пишущие машинки! Ну что ж,

они так и сделали. Журналы превратились в разновидность ванильного сиропа. Книги— в подслащенные помои. Так, по

крайней мере, утверждали критики, эти заносчивые снобы. Не

удивительно, говорили они, что книг никто не покупает. Но читатель прекрасно знал, что ему нужно, и, кружась в вихре веселья, он оставил себе комиксы. Так-то вот, Монтэг. И всё это

произошло без всякого вмешательства сверху, со стороны правительства. Не с каких-либо предписаний это началось, не с

приказов или цензурных ограничений. Нет! Техника, массовость потребления и нажим со стороны этих самых групп— вот

что, хвала господу, привело к нынешнему положению. Теперь

благодаря им вы можете всегда быть счастливы: читайте себе на

здоровье комиксы, разные там любовные исповеди и торговорекламные издания... Цветным не нравится книга «Маленький

черный Самбо». Сжечь её. Белым неприятна «Хижина дяди Тома». Сжечь и её тоже. Кто-то написал книгу о том, что курение

предрасполагает к раку легких. Табачные фабриканты в панике.

Сжечь эту книгу. Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие.

Прочь всё, что рождает тревогу. В печку!.. Жгите, жгите всё

подряд. Огонь горит ярко, огонь очищает».

3Тест 4. Сфера духовной жизни

1) Дайте определение понятия «культура» и составьте с ним

два предложения, раскрывающие его смысл.

2) В антиутопии американского фантаста Рея Брэдбери «451°

по Фаренгейту» действие происходит в далёком будущем,

когда вся литература, заставляющая людей мыслить, находится под строжайшим запретом тоталитарного государства.

В отрывке рассказывается предыстория созданного Брэдбери мира. Именно засилье массовой, потребительской культуры, согласно автору, привело к тому, что культурные запросы граждан остались на уровне детей. Используя текст и

свои знания из общественной жизни, приведите не менее

трёх проблем развития культуры в современной России.

3) В приведённом отрывке высказывается предположение,

что культура должна отвечать духовным запросам общества, зависеть от вкусов потенциальных читателей. Согласны ли вы с этим утверждением? Напишите свою точку

зрения по этому вопросу и приведите два доказательства.

2*. Выберите одно из предложенных ниже высказываний,

раскройте его смысл, обозначив поставленную автором

проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных

аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и

собственный жизненный опыт.

1. «Культура — это то, что остаётся, когда всё остальное

забыто» (Э. Эррио).

2. «Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над

раскалённым хаосом» (Ф. Ницше).

3. «Культура начинается с запретов» (Ю. Лотман).

4. «Умирая, культура превращается в цивилизацию»

(О. Шпенглер).

JSS

2 Гесты по общее) во шанию. 8 кл. 3Тема 2. Сфера духовной культуры

Тест 5. Мораль

Часть ^ 0 1. Выберите определение, соответствующее понятию «мораль».

1) совершенство, высшая цель человеческих стремлений,

представление о наиболее возвышенном в человеке

2) осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями

3) совокупность представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, а также

нормы поведения, основанные на этих представлениях

4) узаконенная справедливость, средство цивилизованного

разрешения противоречий

i

4 —

Ш

а —

Наукой о морали, нравственности является

1) этика

2) эстетика

3) экзистенция

4) эклектика

Какое из перечисленных ниже определений не относится

к определению морали?

1) совокупность представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, а

также нормы поведения, основанные на этих представлениях

2) узаконенная справедливость, средство цивилизованного

разрешения противоречий

3) система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и

личных интересов

4) форма общественного сознания, в которой отражаются

и закрепляются этические качества социальной действительности

3Тест 5. Мораль

4. Центральными в этике являются понятия

1) общего и частного

2) добра и зла

3) абсолютного и относительного

4) идеального и материального

3 ш

5. Совершенством, высшей целью человеческих стремлений,

представлением о высших моральных требованиях является

1) идеал 3) право

2) ценность 4) религия

j&B.I

 

2 ии

6. Мораль не выполняет такую социальную функцию, как

1) регуляторная

2) правоохранительная

3) ценностно-ориентационная

4) социализирующая

т

7. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль, как и право, является социальным регулятором.

Б. За нарушение норм морали предполагаются санкции

государства.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего

оценивающего субъекта (общественное мнение людей,

общество, церковь и т.д.).

Б. Нравственность, в отличие от морали, в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его

собственные представления о добре и зле, совести и

справедливости.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

j&BI

3Тема 2. Сфера духовной культуры

9. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль проводит границу между добром и злом, справедливостью и несправедливостью.

Б. Человек усваивает моральные нормы в процессе социализации.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

10. Мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности

1) антропоцентризм 3) гуманитаризм

2) гелеоцентризм 4) гуманизм

Часть & 1. Установите соответствие между видами чувств и их содержанием: к каждому элементу, данному в первом

столбце, подберите элемент из второго столбца.

ЧУВСТВА

A) нравственные

Б) эстетические

B) интеллектуальные

СОДЕРЖАНИЕ

1) любопытство, сомнение, любознательность

2) любовь, дружба, патриотизм

3) восторг, радость, отвращение,

тоска

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В

jeS 2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «мораль».

Социальный регулятор, религия, ценности, нравственность, воспитание.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ:

3Тест 5. Мораль

3. Вставьте пропущенное имя: «Одним из первых сформули- JS$

ровал «золотое правило морали» знаменитый китайский -------

философ». -------

Ответ:  

4*. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен JSZ

ряд слов. -------

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо-

димо вставить на место пропусков. -------

«Мораль происходит от латинского понятия mores —

нравы — и означает форму общественного(1),

в которой отражаются и закрепляются этические качества

социальной действительности (категории блага, добра,

справедливости и т.д.). Мораль представляет собой совокупность  (2), норм поведения людей, определяющих и х  (3) и отношения друг к другу

и к обществу. Однако люди могут заблуждаться, принимая доброе за злое, и наоборот. Поэтому мораль включает

в себя оценку. Отношения между людьми, выражающиеся

в этических оценках поведения, образа жизни, являются

моральными отношениями. Наука о морали называется

этикой. Термин «этика» восходит к греческому слову

ethos, что можно перевести на русский язык как нрав, то

есть определенный склад души. Этика — наука о морали

(нравственности) — один из разделов  (4).

Аристотель, считающийся родоначальником этики, устанавливая её границы, поместил её м еж ду (5)

(учением о душе) и  (6) (учением о государстве)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один

раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим,

мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание

на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для

заполнения пропусков.

3Тема 2. Сфера духовной культуры

A) сознание Д) психология

Б) политика Е) правило

B) история Ж) обязанность

Г) философия

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

to

3 4 5 Часть jsS 1. Прочтите текст и выполните задания.

С 1 по 4 октября 2007 года проходил первый визит Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Страсбург и Париж, в

программу которого входило и выступление главы Русской

Православной Церкви на очередной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы. В числе прочего он сказал:

«...Человек легко склоняется к плохим поступкам, а значит, отвергает своё достоинство, если постоянно не заботится о

возделывании собственных мыслей и чувств. Как раз направление этих трудов задают нравственные нормы, которые служат ориентиром для определения допустимого и недопустимого

в человеческой жизни. Христианские идеи достоинства, свободы и нравственности в своей взаимосвязи создают уникальный

код европейского сознания, обладающий неиссякаемым созидательным потенциалом в личной и общественной жизни.

<...>

Однако сегодня происходит губительный для европейской

цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека. В связи с этим

хотел бы напомнить всем нам о том, что в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод включено упоминание нравственности, с которой должна считаться правоза-

3Тест 5. Мораль

щитная деятельность. Убеждён: создатели данной конвенции

включили в её текст нравственность не как туманное понятие, а

как вполне определённый элемент всей системы прав человека.

Не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы не

считаемся со свободой. Нравственность представляет собой свободу в действии. Это свобода, уже реализованная в результате

ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и

пользы самой личности или всего общества. Мораль обеспечивает жизнеспособность и развитие общества и его единство,

достижение которого является одной из целей Европейской

конвенции о защите прав человека. Разрушение же нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма может подорвать мировосприятие европейского человека и привести народы континента к черте, за которой — потеря европейскими

народами своей духовной и культурной идентичности, а значит, и самостоятельного места в истории».

По материалам сайта

www.patriarchia.ru/ab/text/301775.html

1) Как соотносятся свобода и нравственность? Приведите

пример. Может ли быть по-настоящему свободен безнравственный человек?

2) Согласны ли вы с мыслью о том, что нравственность является основой свободы человека? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента

(обоснования) своего мнения.

3) Одна из газет, издающихся в Дании, опубликовала карикатуры на пророка Мохаммеда, настаивая на том, что это

является проявлением прав человека на свободу слова.

Публикация вызвала волну возмущения в исламском мире, считающем, что нарушены элементарные правила морали и уважения к религиозным убеждениям мусульман.

Какой точки зрения на данную ситуацию придерживаетесь вы? Найдите и выпишите из текста предложение,

помогающее ответить на этот вопрос.

3Тема 2. Сфера духовной культуры

jsS 2*. Выберите одно из предложенных ниже высказываний,

раскройте его смысл, обозначив поставленную автором

проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных

аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и

собственный жизненный опыт.

1. «Даже в наихудших из нас есть частица добра, и в лучших из нас есть частица зла» (М. Л. Кинг).

2. «Не знаю, что лучше — зло ли, приносящее пользу,

или добро, приносящее вред» (Микеланджело Буонарроти).

3. «Доброе так же легко превращается в злое, как и злое —

в доброе» (Я. Беме).

Тест 6. Долг и совесть

Часть ЯШ

1. Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного

выполнения моральных требований в этике определяется

категорией

1) долга 3) чести

2) совести 4) достоинства

2. Достойные уважения моральные качества личности, проявляющиеся во всей её деятельности, в этике определяются категорией

1) долга 3) чести

2) совести 4) достоинства

4Тест 6. Долг и совесть

3. Способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять самоконтроль, осознавать свой долг

перед другими людьми в этике определяется категорией

1) долга 3) чести

2) совести 4) достоинства

MS И

J ,

■■

4. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе в этике определяется категорией

1) долга 3) чести

2) совести 4) достоинства

м^ш

5. Внутренне принимаемое (добровольное) моральное обязательство можно определить как

1) идеал 3) мораль

2) долг 4) ответственность

MSBL

6. К внешнему контролю исполнения человеком своего долга

можно отнести

1) совесть 3) правосознание

2) общественное мнение 4) мораль

7. Объективные обязанности, которые человеку необходимо в

жизни выполнять, называют

1) общественным долгом

2) правовой культурой

3) ответственностью

4) механизмом правового регулирования

MS И

8. Понимание морального долга как врождённого закона для

человека близко философским взглядам

1) Демокрита 3) Иммануила Канта

2) Карла Маркса 4) Адама Смита

4Тема 2. Сфера духовной культуры

ЛГИ 9. Верны ли следующие суждения о совести?

А. Совесть — это потребность человека нести ответственность за свои действия.

Б. Совесть, как правило, осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных

нравственных правил.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

ЛГИ

10. В Новейшее время проблема совести нашла своё отражение в трудах

1) Владимира Ленина

2) Уильяма Петти

3) Фридриха Ницше

4) Джона Мейнарда Кейнси

Часть 1. Прочтите приведённый ниже текст, каждое положение

которого пронумеровано.

(1) Считается, что термин, обозначающий «совесть»,

появился в Древней Греции благодаря учению стоиков.

(2) Стоицизм как философская школа возник во времена

раннего эллинизма и сохранил своё влияние вплоть до

конца античного мира. (3) Стоики утверждали, что человек, совершающий грехи и безнравственные поступки,

занимается саморазрушением. (4) Философию стоицизма

исповедовали Сенека, Марк Аврелий, Диоген Лаэртский.

Определите, какие положения текста

А) отражают факты

Б) выражают мнения

Запишите под номером положения букву, обозначающую

характер этого положения.

1 2 3 4Тест 6. Долг и совесть

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе- &

нием одного, характеризуют понятие «долг». -------

Ответственность, гносеология, необходимость, деонто- -------

логия, нравственность.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ:

3. Вставьте пропущенное понятие: «Совесть — это глубокое £$

осознание своего и ответственности, внут- ---------

ренний моральный самоконтроль и самооценка человека». -------

Ответ:   

4*. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен

ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Осознание безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральны м (1), называется долгом. В представлении большинства людей выполнять долг — значит следовать по пути  (2),

делать по возможности  (3), не допускать в

себе порочности, противостоять  (4).

Но порой в долге усматривают лишь  (5).

Психологически он в самом деле воспринимается как необходимость совершения определённых действий. И более

того — как данная необходимость, как внутреннее побуждение. ...Требование долга самоценно, поскольку человек

исполняет его бескорыстно и тем самым демонстрирует

свою (6) от извне данных норм и правил.

Кроме того, исполняя долг, люди утверждают его приоритетность по отношению к страху, наслаждению, личной

пользе, желанию славы и т.д.».

Апресян Р. О долге//Энциклопедия для детей.

Том 18. Человек. Ч.З. Духовный мир человека/

4Тема 2. Сфера духовной культуры

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один

раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим,

мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание

на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для

заполнения пропусков.

A) добро Д) принуждение

Б) добродетель Е) независимость

B) идеал Ж) зло

Г) ответственность

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Часть JSS 1. Прочтите отрывок из романа В. Каверина «Два капитана»

и выполните задания.

«Не могу назвать себя нетерпеливым человеком. Но, кажется, только гений терпения мог прочитать эти дневники! Без

сомнения, они писались на привалах, при свете коптилок из

тюленьего жира, на сорока — пятиградусном морозе, замерзшей и усталой рукой. Видно было, как в некоторых местах рука срывалась и шла вниз, чертя длинную, беспомощную, бессмысленную линию. Но я должен был прочитать их! <...>

«Волей-неволей мы должны были отказаться от первоначального намерения пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири. Но нет худа без добра! Совсем другая мысль теперь занимает меня. Надеюсь, что она не покажется тебе, как

некоторым моим спутникам, «детской или безрассудной...»

Страница кончалась на этих словах, а следующего листа

не хватало. Теперь я знал, что это за мысль: он хотел покинуть корабль и направиться к этой земле. Экспедиция, кото-

4Тест 6. Долг и совесть

рая была главной целью его жизни, не удалась. Он не мог

вернуться домой «с пустыми руками». Он стремился к своей

земле, и для меня было ясно, что если где-либо ещё сохранились следы его экспедиции, то их нужно искать на этой земле! Но, может быть, это было ясно только для меня? Может

быть, это казалось мне таким ясным потому, что я знал женщину, именем которой была названа эта земля, и видел, как

она умирала, и очень хотел найти следы этой экспедиции, и

ещё больше хотел доказать Кате, что я люблю её и никогда не

перестану любить.

Поздней ночью в марте 1935 года я переписал последнюю

страницу этого дневника, последнюю, которую мне удалось

разобрать. <...>

...С необыкновенной ясностью, во всей жизненной полноте,

я увидел вокруг себя этих людей с их страхами и болезнями,

с отчаяньем, видениями и надеждами. Когда они покинули

корабль, он стоял в ста семидесяти километрах от берега, а

они прошли около двух тысяч километров по ледяной пустыне, потому что их проносило мимо земли. Среди них не было

капитана, но этот страшный дневник был полон им — его

словами, любовью к нему и опасениями за его жизнь! Прощальная речь была написана карандашом, врезавшимся в бумагу, — и это было самое разборчивое место во всём дневнике. «Но вместо слов вырвался чуть слышный стон, и в углу

глаз сверкнули слёзы...»

Узнаю ли я когда-нибудь, что случилось с этим человеком,

как будто поручившим мне рассказать историю его жизни,

его смерти? Оставил ли он корабль, чтобы изучить открытую

им землю, или погиб от голода вместе со своими людьми, и

шхуна, замёрзшая во льдах у берегов Ямала, годами шла путем Нансена к Гренландии с мёртвой командой? Или в холодную бурную ночь, когда не видно ни звезд, ни луны, ни северного сияния, она была раздавлена льдами, и с грохотом

полетели вниз мачты, стеньги и реи, ломая всё на палубе и

убивая людей, в предсмертных судорогах затрещал корпус, и

через два часа пурга уже занесла снегом место катастрофы?

Тема 2. Сфера духовной культуры

Или ещё живут где-нибудь на безлюдном полярном острове

люди со «Св. Марии», которые могли бы рассказать о судьбе

корабля, о судьбе капитана?..

Да нет, куда там! Минуло двадцать лет, как была высказана «детская», «безрассудная» мысль покинуть корабль и идти

на Землю Марии. Пошли ли они на эту землю? Дошли ли?»

1) Дайте определение понятия «моральный долг» и составьте

с ним два предложения, раскрывающих его смысл.

2) Главный герой романа «Два капитана» Александр Григорьев занят поисками пропавшей в Арктике экспедиции по

нескольким причинам: он чувствует свой моральный долг

перед Катей Татариновой, дочерью главы этой экспедиции,

и считает, что должен восстановить историческую справедливость, так как именно капитан Татаринов открыл новый

путь в Арктике. Является ли это общественным долгом?

Используя текст, приведите не менее двух доказательств.

J2S 2. Приведите не менее двух примеров выполнения морально-

— го долга из литературы, истории или кинематографа.

jg 3*. Выберите одно из предложенных ниже высказываний,

— раскройте его смысл, обозначив поставленную автором

 проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше-

 ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных

аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и

собственный жизненный опыт.

1. «Совесть — это память общества, усвоенная отдельным

лицом» (Л.Н . Толстой).

2. «Будь хозяином своей воли и слугой своей совести»

(М. Эбнер-Эшенбах).

3. «Долг — это уважение к праву другого» (И. Кант).

4Тест 7. Моральный выбор — это ответственность

Тест 7. Моральный выбор —

это ответственность

Часть 1. Заполните пропуск.

В «Декларации прав человека и гражданина» (Франция, 1 7 8 9 ) трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом,

осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами».

1) свобода 3) братство

2) равенство 4) право

JgS И

2. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль — это совокупность представлений о добре и

зле, справедливости и несправедливости, хорошем и

плохом, а также нормы поведения, основанные на этих

представлениях.

Б. Мораль — это узаконенная справедливость, средство

цивилизованного разрешения противоречий.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

3 В

3. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль — это особые духовные правила, которыми государство регулирует поведение человека.

Б. Мораль — это совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о наиболее возвышенном в человеке.

Ш

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4Тема 2. Сфера духовной культуры

ЛГИ

1.

2 3 ЛГИ

ш п

б

S U

ЛГИ

ЛГИ

44. Определение «свободы как осознанной необходимости»

впервые дал нидерландский философ

1) Жан Ж ак Руссо 3) Барух (Бенедикт) Спиноза

2) Иммануил Кант 4) Карл Маркс

5. От времён Сократа и до нашего времени спорный в философии вопрос о том, обладают ли люди реальным контролем над своими решениями и поступками представляет

собой вопрос о свободе

1) воли 3) совести

2) слова 4) вероисповедания

6. В философии понятие «свобода» связано с наличием у человека свободы

1) воли

2) долга

3) совести

4) средств в достижении цели

7. Верны ли следующие суждения о свободе?

А. Человек, так же как и животное, существо свободное.

Б. Свобода выбора присуща как людям, так и животным.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Поступок может считаться нравственным только в том

случае, если он совершается

1) свободной волей 3) по привычке

2) по принуждению 4) из-за страха наказания

9. Заполните пропуск.

Владимир Даль определяет  как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть».

1) свободу 3) честь

2) веру 4) добро

Тест 7. Моральный выбор — это ответственность

10. Представление человека о себе, о своих внутренних качествах, достоинствах и недостатках

1) самомнение 3) самооценка

2) самопознание 4) самосознание

Часть g

4 L

1. Прочтите приведённый ниже текст, каждое положение

которого пронумеровано.

(1) На протяжении веков менялось философское понимание свободы. (2) Так, на ранних этапах развития

человеческой мысли (например, в Древней Греции) под

свободой чаще всего рассматривалась возможность устройства жизни человека и государства на основах разума

вопреки слепому року. (3) По мнению учёных, действующих в рамках социологического подхода, свобода

сводится к возможности изменения человеком своего

места в системе социального целого. (4) Сторонники этико-психологического подхода рассматривают свободу как

свободу волеизъявления и возможность подавлять золю

другого человека или управлять ею.

Определите, какие положения текста

А) отражают факты Б) выражают мнения

Запишите под номером положения букву, обозначающую

характер этого положения.

1 2 3 JSS

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «свобода».

Государство, воля, осознанная необходимость, независимость, ответственность.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ:

4Тема 2. Сфера духовной культуры

3. Вставьте пропущенное понятие: « — это спо-

— собность человека действовать в соответствии со своими ин-

 тересами, целями, осуществлять намеченный выбор в рамках

 конкретных условий, ответственности и сознательности».

Ответ:

jg$ 4*. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен

— ряд слов.

—  Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо-

 димо вставить на место пропусков.

«В противоборстве добра и зла большое значение имеет

моральный выбор, который делает (1). Под

моральным выбором понимается духовно-практическая

ситуация самоопределения (2) в отношении

каких-либо принципов, решений и действий. Практически

моральный выбор выражается в осознании человеком своей позиции и жизненного (3). Свобода выбора

заключается в том, что человек не просто выбирает мораль. Выбирая добро, человек определяется в отношении

зла. Но трудность морального выбора может быть обусловлена и тем, что не всегда нужно выбрать(4)

и устоять перед (5): альтернативой добродетели не всегда является порок. И реально человеку иногда

приходится выбирать между различными положительными  (6). Но в любом случае последствия морального выбора не всегда бывают однозначны».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один

раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим,

мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание

на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для

заполнения пропусков.

A) личность Д) потребность

Б) человек Е) ценность

B) кредо Ж ) зло

Г) добро

5Тест 7. Моральный выбор — это ответственность

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

1 2 3 4 5 Часть 1. Прочтите отрывок из романа В. Кожевникова «Щит и

меч» и выполните задания.

«Армейский офицер сказал, что часа через два подойдёт

вызванный им танк и тогда можно будет приблизиться к подбитой советской машине, чтобы взять у мёртвых танкистов

документы. А пока остаётся только терпеливо ждать.

Вайс, как это стало теперь обычным, молча прислуживал

офицерам. И, сноровисто делая всё это, размышлял, как ему

следует сейчас поступить... Имеет ли он право рисковать?

Ему говорили дома: твоя жизнь теперь не будет принадлежать тебе. Это не твоя жизнь, раз от неё может зависеть

жизнь других. И если ты опрометчиво, необдуманно пойдёшь

навстречу гибели, то погибнешь не только ты, а, возможно,

и ещё множество советских людей: они станут жертвами фашистских диверсий, коварных замыслов, которые ты мог бы

предотвратить. Ж изнь хорошего разведчика порой равняется

иксу, умноженному на большое число, а за ним — человеческие и материальные ценности. Но если этот разведчик только и делает, что играет собственной жизнью, кичась своей

личной храбростью, он ничего, кроме вреда, не принесёт.

Ведь сам по себе он ничего не значит, что бы там о себе

ни воображал, какой бы эффектной, героической ни казалась

ему собственная гибель. ...позабыв о главном, он перестаёт

быть для противника опасным. Он становится мёртвым советским разведчиком, а если попадёт в руки врага живым, его

будут пытать, чтобы узнать обо всём, что связано с его прежними делами.

JSS

5Тема 2. Сфера духовной культуры

Как же должен в данной ситуации поступить Иоганн? Конечно, он может погибнуть, вызвавшись добраться до советского танка. Но не обязательно ведь он погибнет, скорее всего

доползёт, заберётся в танк и уничтожит пакет, который, несомненно, передали одному из танкистов. Если гарнизон счёл

необходимым собрать всё горючее, чтобы танк попробовал

прорваться, если к нему, рискуя остаться без боеприпасов, не

дают подойти, значит, пакет очень важный, от него зависит

жизнь многих, наверное, не меньше, чем тысячи советских

солдат и офицеров. Значит, пропорции сейчас такие: один к

тысяче.

И хотя Иоганну запрещено рисковать собой, при таком соотношении он, пожалуй, имеет право на риск. Есть ещё одно

обстоятельство, с которым он не может не считаться. Долготерпение его не безгранично. Сколько же можно созерцать с

безучастным видом окровавленную, обожженную землю Родины, смотреть, как убивают советских людей, и угодливо

прислуживать убийцам, так, будто ни о чём другом он не помышляет! Он должен дать себе передышку, хоть на несколько

минут вырваться из этого мучительного бездеятельного, медленного существования. Только несколько минут действия, и

он снова обретёт силу воли, спокойствие, способность к притворству. Несколько минут — это так немного, и потом он

опять, как прежде, будет выжидать, выжидать бесконечно.

Ну, может он себе это позволить? И ничего с ним не случится, он будет очень осторожен и сумеет доползти до танка. И

не о себе одном он думает: он хочет уничтожить пакет, чтобы

спасти людей. Ну что тут плохого? Он уничтожит пакет и тут

же вернётся, и опять всё пойдёт по-прежнему. Нет, даже не

по-прежнему: он станет еще изворотливее, ещё хитрее, ещё

осторожнее и терпеливее».

1) Найдите в тексте, какой конкретно моральный выбор стоит перед русским разведчиком-нелегалом Иоганном Вайсом. Какие внешние обстоятельства осложняют его? Напишите не менее трёх положений.

5Тест 8. Образование

2) Во время Великой Отечественной войны многие советские

воины вставали перед выбором: пожертвовать своей ж изнью за других или остаться в живых и продолжать воевать. Приведите пример человека, совершившего подобный подвиг. Напишите, в чём он заключался.

2. Дайте определение понятия «мораль» и составьте не менее

двух предложений, раскрывающих его смысл.

3*. Выберите одно из предложенных ниже высказываний,

раскройте его смысл, обозначив поставленную автором

проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных

аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и

собственный жизненный опыт.

1. «Желание служить общему благу должно быть потребностью души, условием личного счастья» (А.П . Чехов).

2. «Частная нравственность всегда в зависимости от общественной» (Т. Грановский).

3. «Цивилизация не на улицах, цивилизация в сердце»

(В. Розанов).

Тест 8. Образование

Часть 1. Государство гарантирует бесплатность на конкурсной основе

1) начального образования

2) среднего (полного) образования

3) начального профессионального образования

4) высшего профессионального образования

jgZ

&

5Тема 2. Сфера духовной культуры

2. Права и свободы, предоставляемые педагогическим работникам при осуществлении педагогической деятельности, а

также обучающимся при получении образования, называются

1) политическими 3) социальными

2) академическими 4) гражданскими

3. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Образование — это общественно значимое благо, под

которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства.

Б. Образование — это совокупность приобретаемых знаний,

умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определённого объёма и сложности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

>еГ0 4. Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для её самоопределения и социализации на

основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе, называется

1) обучением 3) воспитанием

2) принуждением 4) образованием

as

■а

5. Организация учебной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению

опыта деятельности, развитию способностей называется

1) обучением 3) воспитанием

2) принуждением 4) образованием

6. Верны ли следующие суждения о российском образовании?

А. Одним из принципов образования является общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся.

5Тест 8. Образование

Б. Одним из законодательно закреплённых принципов образования является сочетание светского и религиозного

характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Одним из принципов российского образования является

обязательность высшего профессионального образования.

Б. Одним из принципов российского образования является

запрещение дискриминации в сфере образования.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

MS И

8. Верны ли следующие суждения о федеральных государственных образовательных стандартах?

 

А. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают преемственность основных образовательных программ дошкольного, общего, среднего

Категория: Обществознание | Просмотров: 1 | Рейтинг: 2.0/1