1. Термин «личность» в психологии определяется как 1) сильный, волевой человек, достигший, общественного признания 2) человек, достигший высокий уровень зрелости 3) психически здоровый человек, занимающийся общественно полезной деятельностью +4) социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении
2. Системное социальное качество, приобретаемое индивидом в деятельности и общении, обозначается понятием: +1) личность 2) темперамент 3) задатки 4) мотивация
3. Целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных норм сознания и поведения, – это: 1) индивидуальность 2) индивид +3) личность 4) «я-концепция» личности
4. Человека как субъекта деятельности характеризует его: +1) активность 2) межполушарная ассиметрия 3) пол, возраст 4) конституция
5. Человека как индивида характеризует: 1) чувство долга 2) креативность 3) толерантность +4) средний рост
6. Своеобразие психики и личности индивида, её уникальность, неповторимость, проявляющаяся в свойствах темперамента, чертах характера, эмоциональной и интеллектуальной сферах, потребностях и способностях, называется: 1) человеком 2) личностью +3) индивидуальностью 4) субъектом деятельности
1. Выбрать самое широкое понятие: а) индивид б) личность в) субъект +г) человек
2. Отдельно взятый человек как единичный представитель Homo sapiens или какой-нибудь социальной общности – это: +а) индивид б) личность в) субъект г) индивидуальность
3. Понятие «индивид» обозначает: а) уникальность и своеобразие человека +б) биологические свойства человека в) человека как носителя активности д) человек в системе социальных отношений
4. Индивидом может быть назван: а) человек, обладающий нормальным сознанием б) человек, живущий в обществе +в) любой человек г) активный человек
5. Укажите понятие, которое можно отнести к младенцу: +а) индивид б) личность в) субъект г) индивидуальность
6. Человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом – это: а) индивид б) личность +в) субъект г) индивидуальность
7. Дополните предложение: Понятие, характеризующее человека как носителя активности - субъект.
8. Дополните предложение: Человека с присущими ему отдельными качествами называют - индивидуальность.
9. Дополните предложение: Совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого - индивидуальность..
10. На неповторимость, уникальность, единичность отдельного человека указывает понятие: а) личность б) индивид +в) индивидуальность г) субъект
11. Дополните предложение: Понятие, характеризующее человека как социальное существо - личность.
12. Личность – это: а) характеристика индивидуальности человека +б) социальная характеристика человека в) биологическая сущность человека г) эмоционально-ценностное отношение к себе д) отдельный представитель Homo sapiens
13. Индивид – это: а) носитель активности +б) единичный представитель Homo sapiens в) единичность, неповторимость свойств г) социальная характеристика человека
14. Индивидуальность – это: а) носитель активности б) единичный представитель Homo sapiens +в) единичность, неповторимость свойств г) социальная характеристика человека
15. Субъект – это: +а) носитель активности б) единичный представитель Homo sapiens в) единичность, неповторимость свойств г) социальная характеристика человека
16. Установите соответствие между понятиями и их характеристиками: 1. Человек Б А. единичный представитель 2. Индивид А Б. живое существо, обладающее сознанием 3. Субъект В В. носитель активности 4. Личность Д Г. единичность, неповторимость свойств 5. Индивидуальность Г Д. социальное существо
ЗАДАНИЕ № 19 ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
17. Источником и стимулом развития человека являются:. +а) противоречия между потребностями и возможностями человека б) социальная среда; в) потребности человека; г) способности человека
18. В качестве материальной основы развития личности выступает: +а) наследственность; б) социальная среда; в) воспитание; г) самовоспитание
19. В качестве условия развития личности выступает: а) наследственность; +б) социальная среда; в) воспитание; г) самовоспитание
20. Наиболее важным, решающим фактором развития личности признают: а) наследственность; б) социальную среду; +в) воспитание; г) природную среду
21. Дополните предложение: Наследственность - это воспроизведением у потомков биологического сходства с родителями.
22. Качества личности, не передающиеся в результате наследственности: а) анатомо-физиологическая структура биологического вида «человек разумный» +б) черты характера в) темперамент г) задатки д) особенности телосложения
ЗАДАНИЕ № 20 СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
23. К основным формам направленности личности (по К.К. Платонову) не относятся 1) убеждения 2) склонности 3) интересы +4) фрустрация
24. Структура личности по З.Фрейду включает следующие три составляющие: 1) направленность, опыт, биологические свойства +2) ОНО (ИД), ЭГО (Я), СУПЕР-ЭГО (СВЕРХ-Я) 3) бессознательное, ясное сознание, надсознательное 4) биологические свойства, психические свойства, социальные свойства
25. Укажите элемент иерархической структуры личности по К.К. Платонову, формирующийся только на биологическом уровне: а) направленность б) опыт в) формы отражения +г) физиологические, конституциональные свойства
26. Укажите элемент иерархической структуры личности по К.К. Платонову, формирующийся на биосоциальном уровне (влияют на формирование как биологический, так и социальный факторы, но с преобладанием биологического): а) направленность б) опыт +в) формы отражения г) физиологические, конституциональные свойства
27. Укажите элемент иерархической структуры личности по К.К. Платонову, формирующийся на социально-биологическом уровне (влияют на формирование как биологический, так и социальный факторы, но с преобладанием последнего): а) направленность +б) опыт в) формы отражения г) физиологические, конституциональные свойства
28. Укажите элемент иерархической структуры личности по К.К. Платонову, формирующийся только на социальном уровне: +а) направленность б) опыт в) формы отражения г) физиологические, конституциональные свойства
29. Установите последовательность подструктур личности по К.К. Платонову по мере возрастания их обусловленности социальным фактором: 1) опыт 3 2) формы отражения 2 3) направленность 4 4) физиологические, конституциональные свойства 1
30. Установите соответствие между названием подструктур личности по К.К. Платонову и их составляющей:
1. Направленность В а) особенности психических процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания, эмоций, воли) 2. Опыт Г б) скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п, темперамент.; половые, возрастные свойства 3. Формы отражения А в) убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы, особенности характера 4. Биологические, конституциональные свойства Б г) умения, знания, навыки, привычки
ЗАДАНИЕ № 21 ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
31. К психическим свойствам личности относятся: а) эмоции, чувства, ощущения, потребности +б) направленность, темперамент, характер, способности в) деятельность, мотивы, задатки, поведение г) пол, возраст, анатомо-физиологические особенности д) ценностные ориентиры, социальные нормы, социальные роли
32. Исходным звеном направленности личности являются: а) способности б) задатки +в) потребностно-мотивационная сфера г) ценностные ориентиры
33. Состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования, ее нужду в чем-либо: +а) потребность б) воля в) стремление г) решительность
34. Источником активности личности выступают: а) способности б) задатки +в) потребности г) ценностные ориентиры
35. Установите иерархическую последовательность следующих потребностей согласно пирамиде А.Маслоу, начиная с низшей: 1. потребность в безопасности и защищенности 2 2. потребность в принадлежности к конкретной общности 3 3. естественные потребности 1 4. потребность в самоопределениие, самоактуализации, самоутверждении 5 5. потребность в уважении и признании 4
36. Побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребностей, называется: +а) мотив б) воля в) стремление г) решительность
37. К неосознанным мотивам относятся: +а) влечение, установки б) убеждение, мировоззрение в) стремление, идеалы г) желание, намерение
38. Психическое свойство, которое составляет система доминирующих мотивов, относительно независимых от наличных ситуаций и ориентирующих деятельность личности на выполнение жизненной цели: а) характер б) способности +в) направленность г) темперамент
39. К характеристикам направленности относятся: а) осмысленность, сосредоточенность, +б) уровень зрелости, широта, интенсивность, устойчивость в) концентрация, объем, готовность, точность г) качество, продолжительность, интенсивность
40. Психическое свойство, характеризующее динамику психической деятельности человека, называется: а) характером +б) темпераментом в) направленностью г) способностью
41. Совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения – это … +1) темперамент 2) впечатлительность 3) ригидность 4) активность
42. Установите соответствие между основными характеристиками эмоциональности и их определениями: 1. впечатлительность Б а) быстрота, с которой эмоции становятся побудительной силой поступков без их предварительного обдумывания 2. импульсивность А б) сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них 3. эмоциональная в) скорость, с которой происходит смена одного Сстабильность В переживания другим
43. «Темперамент» в переводе с латинского означает: а) поведение б) динамика психических процессов +в) надлежащее соотношение частей г) активность 44. Темперамент, будучи ____________, является базой большинства свойств личности 1) социальным +2) врожденным 3) изменчивым 4) приобретенным
45. Создателем учения о темпераменте считается: 1) Гален 2) Кант +4) Гиппократ 5) Павлов И.П.
46. Согласно учению древнегреческого врача Гиппократа тип темперамента обусловлен: а) свойствами нервной системы б) строением тела +в) преобладанием в организме одной из четырех основных жидкостей – крови, слизи, желчи, черной желчи г) выработанными с детства привычками
47. Ученым, экспериментально доказавшим, что в основе темперамента лежат свойства высшей нервной системы, считается: +а) Павлов И.П. б) Гиппократ в) Гален г) Айзенк
48. Согласно современным представлениям тип темперамента зависит от: +а) соотношения свойств основных нервных процессов б) особенностей телосложения в) соотношения в организме четырех основных жидкостей – крови, слизи, желчи, черной желчи г) выработанных условных рефлексов
49. Учение о типах высшей нервной деятельности принадлежит +1) И.П. Павлову 2) К. Юнгу 3) Г. Айзенку 4) К. Леонгарду
50. Физиологической основой темперамента является +1) тип высшей нервной деятельности 2) рефлекс 3) рефлекторная дуга 4) анализатор
51. Свойства нервной системы, обуславливающие ее тип, это: а) сила, объем, давление +б) сила, уравновешенность, подвижность в) сила, стабильность, инертность г) темп, пластичность, подвижность
52. Укажите происхождение названий основных типов темперамента: 1. Сангвиник Б а) желчь 2. Флегматик Г б) кровь 3. Холерик А в) черная желчь 4. Меланхолик В г) слизь
53. Определите тип темперамента - отличается большой возбудимостью и неуравновешенностью; вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях с людьми; энергичен в деятельности, но цикличен в работе (не интересно – бросает): +1) холерик 2) сангвиник 3) флегматик 4) меланхолик
54. Определите тип темперамента - стабильная, ровная и высокая работоспособность; все дела доводит до конца и только затем принимается за новые; стратег, поэтому свои действия всегда сверяет с перспективой; прочно запоминает все усвоенное; трудно приспосабливается к новым условиям: 1) холерик 2) сангвиник +3) флегматик 4) меланхолик
55. Определите тип темперамента - обладает большой чувствительностью даже к слабым раздражителям; в стрессовых условиях его действия ухудшаются по сравнению со спокойной обстановкой; быстро утомляется, теряет работоспособность; незначительный повод может вызвать слезы; настроение очень изменчиво; часто грустен и подавлен: 1) холерик 2) сангвиник 3) флегматик +4) меланхолик
56. Определите тип темперамента - очень горячий, но продуктивный деятель; выполняет работу тогда, когда есть интерес; быстро находит контакт с людьми; очень общителен; легко возникают эмоции и легко пропадают; легко переключается с одного вида работы на другой; в стрессе активен и сохраняет самообладание: 1) холерик +2) сангвиник 3) флегматик 4) меланхолик
57. Для холерического типа темперамента характерны следующие особенности нервных процессов а) сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы; +б) сильный неуравновешенный, подвижный тип нервной системы; в) сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы; г) слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный тип нервной системы.
58. Для сангвистического типа темперамента характерны следующие особенности нервных процессов +а) сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы; б) сильный неуравновешенный, подвижный тип нервной системы; в) сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы; г) слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный тип нервной системы.
59. Для флегматического типа темперамента характерны следующие особенности нервных процессов: а) сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы; б) сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы; +в) сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы; г) слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный тип нервной системы.
60. Для меланхолического типа темперамента характерны следующие особенности нервных процессов: а) сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы; б) сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы; в) сильный уравновешенный, инертный тип нервной системы; +г) слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный тип нервной системы.
61. Сильному, уравновешенному, инертному типу нервной системы соответствует ________________ тип темперамента 1) холерическому 2) сангвиническому 3) флегматическому 4) меланхолическому
62. Сильному, неуравновешенному, подвижному типу нервной системы соответствует ________________ тип темперамента. +1) холерическому 2) сангвиническому 3) флегматическому 4) меланхолическому
63. Сильному, уравновешенному, подвижному типу нервной системы соответствует ________________ тип темперамента. 1) холерическому +2) сангвиническому 3) флегматическому 4) меланхолическому
64. Слабому, неуравновешенному, инертному типу нервной системы соответствует ________________ тип темперамента. 1) холерическому 2) сангвиническому 3) флегматическому +4) меланхолическому
65. Глубоко переживает незначительные неудачи, внешне вяло реагирует на окружающих: а) флегматик б) холерик +в) меланхолик г) сангвиник
66. Преобладание процесса возбуждения над торможением характерно для: а) флегматика +б) холерика в) меланхолика г) сангвиника
67. Система относительно устойчивых психических черт, качеств личности, определяющих линию поведения человека и выражающихся в его отношениях к окружающему миру, другим людям и к самому себе, называется: +а) характером б) темпераментом в) направленностью г) способностями
68. Характер человека проявляется в: 1) интроверсии, экстраверсии, тревожности, импульсивности +2) его отношения к себе, людям, деятельности, вещам 3) чрезмерной выраженности отдельных личностных черт, граничащей с психопатией 4) пластичности, ригидности, реактивности, темпе психических реакций
69. Структуру характера составляют два компонента: свойства, относящиеся к характеру как целому, и ________________: 1) мотивы +2) симптокомплексы 3) эмоции 4) способности
70. В структуре характера симптокомплексы составляют: +а) свойства, определяющие отношение личности к различным сторонам действительности б) свойства, относящиеся к характеру как целому в) свойства, характеризующие манеру поведения человека г) реакции человека на внешние воздействия
71. Установите соответствие между отдельными видами отношений и чертами характера. 1. Отношение к себе А 2. Отношение к другим людям В 3. Отношение к труду С 4. Отношение к общественной и личной собственности Д A) самоуверенность B) жестокость C) неорганизованность D) неряшливость
72. Установите соответствие между свойствами характера как целого и их определениями: 1. целостность Д а) наличие центральных, стержневых черт личности 2. глубина А б) степень противодействия внешним обстоятельствам 3. сила Б в) целесообразная изменчивость черт под влиянием 4. устойчивость Г внешних условий 5. пластичность В г) постоянство характера вопреки противодействующим условиям д) взаимосвязь всех черт характера
73. Чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости в отношении определенного рода воздействия при достаточной устойчивости к другим, называется: а) способностью +б) акцентуацией в) вниманием г) концентрацией
74. Крайние варианты нормы характера называются 1) психопатиями 2) патологиями +3) акцентуациями 4) неврозами
75. Психическое свойство, характеризующее своеобразие психических особенностей человека, от которых зависит приобретение им знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности – это: а) характер б) темперамент в) направленность г) способности
76. Врожденные анатомо-физиологические особенности, составляющие природную основу развития способностей человека, называются 1) акцентуациями +2) задатками 3) привычками 4) умениями
77. Установите соответствие между индивидуально-психологическими свойствами и их характеристиками. 1. Интроверсия Б 2. Ригидность Г 3. Одаренность А 4. Мотив достижения В А) способности, определяющие диапазон деятельностей, в которых человек может достичь высоких результатов Б) обращенность человека на явления его собственного субъективного мира В) стремление личности к достижению высоких результатов в деятельности Г) косность поведения, мышления
78. Установите соответствие между индивидуально-психологическими свойствами и их характеристиками. 1. Темперамент Б 2. Характер Г 3. Способности А 4. Направленность В А) индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условиями ее успешного выполнения. Б) индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. В) система доминирующих мотивов, ориентирующих деятельность человека на выполнение жизненной цели Г) индивидуальное сочетание устойчивых и существенных особенностей человека, которые выражают отношение человека к окружающему миру