menu
person

Тема №12214

Ответы к тестам по русскому языку 20 тестов (Часть 4)

Обстоятельство

 

Вариант 1

 

Часть А

Впишите цифру, соответствующую правильному ответу, в клетку под номером вопроса.

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

А1 Что такое обстоятельство?

1) Это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия.

2) Это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака.

3) Это второстепенный член предложения, обозначающий признак признака.

 

А2 На какие виды по значению делятся обстоятельства?

1) Места, времени, условия.

2) Образа действия или степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки.

3) Образа действия или степени, места, времени, условия, причины.

 

А3 В каком предложении есть обстоятельство?

1) Деревья голы, но уже живут, дышат.

2) От добра добра не ищут.

3) При сильной засухе урожай может погибнуть.

4) Ложь ходит на гнилых ногах.

 

А4 В каком предложении есть обстоятельство цели?

1) Через несколько дней я снова уехал в Петербург.

2) В течение восьми лет Алексей ни разу не видел свою мать.

3) Собака кусает не для сытости, а для лихости.

4) Крайне царь был изумлён.

 

А5 В каком предложении есть обстоятельство причины?

1) Он приспосабливается из трусости, малодушия, честолюбивых стремлений.

2) Чертя за кругом плавный круг, над сонным лугом коршун кружит.

3) С шумом встретил их народ.

4) По-видимому, здесь когда-то был мост.

 

А6 В каком предложении есть обстоятельство уступки?

1) Люди очень тревожились из-за долгого отсутствия дождя.

2) Он сделал ошибку сгоряча.

3) Имея плащ, я мог бы ловить рыбу под дождём.

4) Несмотря на предсказания моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро.

 

А7 В каком предложении есть обстоятельство образа действия?

1) По возвращении Пушкину пришлось выслушать немало неприятных слов от Бенкендорфа.

2) Люди работали спокойно, споро, молчаливо.

3) Мы остановились перед воротами.

4) К вечеру луг опять позеленел.

 

Часть В

Утомившись в дороге, я крепко заснул.

В1 Из приведённого предложения выпишите обстоятельство.

_______________________________________________________________________________

 

В2 Определите его вид.

_______________________________________________________________________________

 

Часть С[1]

С1 Придумайте и запишите предложение с обстоятельством времени.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

Вариант 2

 

Часть А

Впишите цифру, соответствующую правильному ответу, в клетку под номером вопроса.

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

А1 Что такое обстоятельство?

1) Это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета.

2) Это второстепенный член предложения, обозначающий признак признака.

3) Это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака.

 

А2 На какие виды по значению делятся обстоятельства?

1) Места, времени, условия, причины.

2) Образа действия или степени, места, времени, условия.

3) Образа действия или степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки.

 

А3 В каком предложении есть обстоятельство?

1) Дождь начался, когда рассвело.

2) Проходя над косогором, тучи отяжелели и обессилели.

3) Потеря матери осиротила тигрят.

4) Волны стали ниже и ровнее.

 

А4 В каком предложении есть обстоятельство степени?

1) Внизу, у подножья хребта, растёт смешанный лес.

2) Ленивые крупные хлопья снега бесшумно скользили мимо окна.

3) До вечера оставалось не более получаса, а заря едва-едва зажигалась.

4) При желании можно всего добиться.

 

А5 В каком предложении есть обстоятельство времени?

1) Голубым хрусталём загорается на заре Венера.

2) В Петербурге вопреки его собственным ожиданиям ему повезло.

3) Жадно пили они обильную росу с пушистого мохового ковра.

4) По всей станице лаяли собаки.

 

А6 В каком предложении есть обстоятельство цели?

1) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.

2) В лесу раздавалось пение птиц.

3) Жаворонки, трепеща, поднимались ввысь.

4) Летом мы будем всей семьёй путешествовать по Уралу.

 

А7 В каком предложении есть обстоятельство места?

1) Здесь будет город заложен назло надменному соседу.

2) Взрыхлённая земля набухла и почернела.

3) От радости девочка запрыгала.

4) Выскочил большой волк.

 

Часть В

Словно разъярённый зверь, река металась в своих берегах.

В1 Из приведённого предложения выпишите обстоятельство.

________________________________________________________________________________

 

В2 Определите его вид.

________________________________________________________________________________

 

Часть С[2]

С1 Придумайте и запишите предложение с обстоятельством образа действия.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

Вариант 3

 

1. Отметьте знаком «+» ошибку в характеристике обстоятельства.

 

1. Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака.

 

2. Обстоятельство может быть выражено только наречием или существительным с предлогом.

 

3. Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения.

 

 

2. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».

 

 

С обстоятельством

места

причины

образа действия

1. И, цепляясь за порог, заходил в любую хату.

 

 

 

2. В лесу раздавался топор дровосека.

 

 

 

3. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

 

 

 

4. Вмиг тогда мой петушок приподнимет гребешок.

 

 

 

5. Утомившись в дороге, я крепко уснул.

 

 

 

6. От ярости она затопала ногами.

 

 

 

 

3. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+»

I — обстоятельство выражено наречием

II — обстоятельство выражено существительным с предлогом

 

 

I

II

1. Я все шел и уже собирался было прилечь где-нибудь.

 

 

2. Для укрепления здоровья надо заниматься физкультурой.

 

 

3. Человек грёб быстро и вместе с тем осторожно.

 

 

4. Потом отец научил меня ловить рыбу.

 

 

5. Сенокос запоздал из-за дождей.

 

 

 

4. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».

 

 

Есть

обст.

Нет

обст.

1. Петербург — выдающийся культурный центр страны.

 

 

2. Эрнест Сетон-Томпсон родился в 1860 году в Англии.

 

 

3. В доме учёных был вечер отдыха.

 

 

4. Афанасий Никитин был не единственным путешественником древней Руси.

 

 

5. На тёмном небе начинали мелькать звёзды.

 

 

 

5. Отметьте знаком «+» предложение, в котором инфинитив является обстоятельством.

 

1. Встречать отца из дальнего плавания — большая радость для нашей семьи.

 

2. Завтра мы будем встречать участников экспедиции.

 

3. Интереснейшее занятие перечитывать классическую литературу.

 

4. Мы вышли из душной комнаты освежиться.

 

 

Вариант 4

 

1. Отметьте знаком «+» ошибку в характеристике обстоятельства.

 

1. Обстоятельство выражается наречием, существительным в косвенных падежах, деепричастием, деепричастным оборотом, инфинитивом.

 

2. Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака.

 

3. Обстоятельство поясняет только сказуемое.

 

 

2. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+»

 

 

С обстоятельством

цели

условия

места

1. За дюнами открывалась небольшая мелковатая бухта.

 

 

 

2. Анна Васильевна робко шагнула вперёд.

 

 

 

3. В Тайсанауре остановился я для перемены лошадей.

 

 

 

4. Это врёшь ты мне назло.

 

 

 

5. Отсюда, сверху, открывался великолепный вид во все стороны.

 

 

 

6. Все трудности можно преодолеть при настойчивости.

 

 

 

 

3. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».

I — обстоятельство выражено инфинитивом

II — обстоятельство выражено деепричастием

 

 

I

II

1. Рыбаки остановились на берегу удить рыбу.

 

 

2. Один раз кто-то, пригнувшись, перебежал дорогу.

 

 

3. Море, пенясь, шумело всю ночь.

 

 

4. Я вышёл из дому опустить письмо в почтовый ящик.

 

 

5. В театр я пришёл послушать знаменитого певца.

 

 

 

4. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».

 

 

Есть

обст.

Нет

обст.

1. Капает, течёт с крыш, шумит вода по желобам.

 

 

2. Всякому овощу своё время.

 

 

3. Тимур, мечтавший стать врачом, изучал растения и собирал гербарий.

 

 

4. Шло быстрое освобождение нашей земли от разбойничьих полчищ.

 

 

5. Летучая мышь с лёгким шорохом пронеслась над головой, чуть не задев платка.

 

 

 

5. Отметьте знаком «+» предложения, в которых обстоятельство выражено сравнительным оборотом.

 

1. Как пахарь, битва отдыхает.

 

2. Подальше, за пляжем, на морском берегу виднелось несколько человек.

 

3. Словно разъярённый зверь, река металась в своих берегах.

 

4. Кто крепок плечом, тому ноша нипочём.

 

 

 

 

Обобщающий тест по изученным темам

 

Вариант 1

 

Часть А

Впишите цифру, соответствующую правильному ответу, в клетку под номером вопроса.

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

8

9

10

11

12

13

14

 

 

 

 

 

 

 

15

16

17

18

19

20

21

 

 

 

 

 

 

 

 

А1 Какое из данных сочетаний слов является подчинительным словосочетанием?

1) вечер чудесный;

2) берёзы и осины;

3) капля дрожит;

4) неподвижные тучи.

 

А2 В каком случае правильно определён тип связи в словосочетании?

1) ласковое море (управление);

2) предложили выйти (примыкание);

3) признак предмета (примыкание);

4) языки пламени (согласование).

 

А3 В каком случае неправильно определено главное слово в словосочетании?

                     х

1) совсем новые;

                       х

2) ранним утром;

         х

3) толкаю сильнее;

            х

4) гордится успехами.

 

А4 Какое из данных предложений простое?

1) Человек, любящий и умеющий читать, — счастливый человек.

2) Читайте не торопясь, чтобы не терпеть ни одной капли драгоценного содержания книг.

3) Читайте, но умейте сдерживать себя, если чтение отрывает вас от учения, от работы.

4) Книги встречают нас в самом раннем детстве, они сопровождают нас всю жизнь.

 

А5 В каком случае неправильно дана характеристика предложения?

1) День был прекрасный, светлый и нежаркий. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, двусоставное, осложнено однородными членами.)

2) После душной ночи потянул на рассвете восточный, свежий ветерок. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, двусоставное, осложнено однородными членами.)

3) В этой песне нет ничего от старого, рабьего мира. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, односоставное, осложнено однородными членами.)

4) Разведчики не явились? (Вопросительное, невосклицательное, простое, нераспространённое, двусоставное.)

 

А6 В каком случае правильно найдено подлежащее в предложении?

1) На одной неделе семь пятниц не живёт.

2) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью.

3) Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

4) Иметь разборчивый почерк — первое правило вежливости.

 

А7 В каком случае неправильно определено, чем выражено подлежащее?

1) Семеро не один, в обиду не дадим. (Числительным.)

2) Собравшиеся обсуждали повестку дня. (Прилагательным в значении существительного.)

3) Каждый отправился в комнату, ему назначенную. (Местоимением.)

4) В поле вышли от мала до велика. (Фразеологизмом.)

 

А8 В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Солнце взошло, багровое и холодное.

2) Тут силой всей народ тушить пожар принялся.

3) Весна была весною даже и в городе.

4) Слово — это тоже дело.

 

А9 В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) На тёмном небе начинали мигать звёзды.

2) Он старался казаться молодым.

3) Научи ты меня, как мне жить теперь.

4) Вишнёвый сад теперь мой.

 

А10 В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Я был третьим по списку.

2) Вечером небо было синего цвета.

3) От воды потянуло сыростью.

4) Он постарался побыстрее миновать брод.

 

А11 В каком случае неправильно найдена грамматическая основа предложения?

1) Плохой товарищ не подмога.

2) Солнце день ото дня становилось горячей.

3) Хотелось бы надеяться на удачу.

4) Люблю бродить в лугу росистой весной.

 

А12 В каком предложении есть прямое дополнение?

1) Павлуша, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипевшую воду.

2) Ещё в школе я выбрал себе профессию.

3) Летом день длиннее ночи.

4) Скорбные, жгучие слёзы тихо скатились с его славных глаз.

 

А13 В каком предложении есть косвенное дополнение?

1) После первого поворота над нами нависла таинственная тишина.

2) Утреннюю сонливую тишину нарушало лишь стрекотание птиц.

3) Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой.

4) Однажды весной я сидел в парке и читал «Остров сокровищ» Стивенсона.

 

А14 В каком предложении одно слово (сочетание слов) может быть воспринято как дополнение и обстоятельство?

1) Раскалённые лучи заливают круглую клумбу с цветами, тёмную зелень сирени, садовые аллеи.

2) Густой тёплый воздух гудел от весенней мошки.

3) Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий шум громадной толпы.

4) Дрожащий воздух был наполнен гулом авиации.

 

А15 Найдите предложение с согласованным определением.

1) Меня всегда привлекал отдых на природе.

2) Они вошли во дворик перед бараком.

3) Побледневшее небо стало опять синеть.

4) В углу стоял шкаф из красного дерева.

 

А16 Найдите предложение с несогласованным определением.

1) Величавые горы рассыпались в прах.

2) Смотри, как золотом облит наш парк печальный.

3) Любимой забавой детей была игра в прятки.

4) Человек высокого роста, с усами вышёл из чащи.

 

А17 Найдите предложение с несогласованным приложением.

1) В сени вошёл царь-отец.

2) Она играла Лизу в пьесе «Дворянское гнездо».

3) Десяток больших рек и сотни малых речек несут воды в матушку Обь.

4) Мохнатая ёлка-шатёр поманила спрятаться от дождя.

 

А18 Найдите предложение с приложением, которое необходимо заключить в кавычки.

1.) Над рекой Москвою поднимались здания.

2) Вот я снова в городе Кургане.

3) Я решил опубликовать этот роман в журнале Москва.

4) Воронов стал хорошим инженером-строителем.

 

А19 Найдите предложение, в котором инфинитив является обстоятельством.

1) Доктор посоветовал отцу поехать в санаторий лечиться.

2) Я хотел выполнить наказ моего учителя самым лучшим образом.

3) Из вежливости мы не решаемся отказаться твёрдо.

4) Он хочет что-то сказать, но не может.

 

А20 Найдите предложение, в котором инфинитив входит в состав сказуемого.

1) Врач предложил нам прийти на приём через два дня.

2) В грибную пору мы почти перестали спать.

3) Даже голова кружится от одной мысли отправиться в поход на Север.

4) Коллекционировать значки — большое удовольствие.

 

А21 Найдите предложение с ошибкой в постановке тире.

1) Хорошее дело — уметь удивляться.

2) Люди — как реки.

3) Пушкин — самое грандиозное явление, связанное с историей Лицея.

4) Работы бояться — счастья не видать.

 

Часть В

На фоне тёмных елей переплетается тонкое кружево осиновых ветвей.

В1 Дайте характеристику данного предложения.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

В2 Выпишите из данного предложения все словосочетания, определите тип связи.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

В3 Выпишите из данного предложения грамматическую основу.

_______________________________________________________________________________

 

В4 Выпишите из данного предложения второстепенные члены, определите их вид.

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Часть С[3]

С1 Придумайте и запишите простое предложение, имеющее такую характеристику: вопросительное, невосклицательное, двусоставное, полное, распространённое.

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

Вариант 2

 

Часть А

Впишите цифру, соответствующую правильному ответу, в клетку под номером вопроса.

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

8

9

10

11

12

13

14

 

 

 

 

 

 

 

15

16

17

18

19

20

21

 

 

 

 

 

 

 

 

А1 Какое из данных сочетаний слов является подчинительным словосочетанием?

1) звенят бубенцы;

2) клочья тумана;

3) не случайно, а закономерно;

4) в течение отпуска.

 

А2 В каком случае правильно определён тип связи в словосочетании?

1) обвинение в лицемерии (примыкание);

2) чересчур громко (согласование);

3) отчаянно бороться (примыкание);

4) под раскрывшимся парашютом (управление).

 

А3 В каком случае неправильно определено главное слово в словосочетании?

                         х

1) говорить улыбаясь;

            х

2) заливается лаем;

            х

3) участвовать в соревнованиях;

                            х

4) нехоженые тропы.

 

А4 Какое из данных предложений простое?

1) Леса шумят великим океанским гулом, и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

2) С каждым днём этот край делается всё богаче, разнообразнее, милее сердцу.

3) К дому с обеих сторон прилегали тёмные деревья, аллея стриженых ёлок вела к подъезду.

4) Было жарко, пахло сеном.

 

А5 В каком случае неправильно дана характеристика предложения?

1) Шатры чёрных ив нависают над головой. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, двусоставное.)

2) Как весело сверкает всё кругом! (Повествовательное, восклицательное, простое, распространённое, односоставное.)

3) Утро малоросистое. (Повествовательное, невосклицательное, простое, нераспространённое, двусоставное.)

4) Ветер внезапно налетел и промчался. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, двусоставное, осложнено однородными членами.)

 

А6 В каком случае неправильно найдено подлежащее в предложении?

1) Все сорок человек немедленно сгрудились возле него.

2) Охранять природу — значит охранять родину.

3) Трое незаметно проскользнули во двор.

4) Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак.

 

А7 В каком случае неправильно определено, чем выражено подлежащее?

1) Никто не спал в эту ночь. (Местоимением.)

2) Девять делится на три. (Числительным.)

3) Заставить засмеяться аудиторию — наполовину убедить её в своей правоте. (Инфинитивом.)

4) Широкой полосой, от края до края, протянулся Млечный Путь. (Существительным.)

 

А8 В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Ночь была лунная и холодная.

2) Художественная литература — это искусство слова.

3) Из песни слова не выкинешь.

4) Олег начинал сильно беспокоиться.

 

А9 В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) для чтения надо выбирать книги, облагораживающие душу, тревожащие сердце, формирующие вкус.

2) Я уеду из этой деревни.

3) Я с удовольствием прочитал бы эту книгу.

4) Смех — силе брат.

 

А10 В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Вернейший признак силы — знание своих недостатков.

2) На этом месте он будет строить дом.

3) Из-под гусениц потоками взлетала и падала на стекла ржавая жижа.

4) День выдался жаркий.

 

А11 В каком случае неправильно найдена грамматическая основа предложения?

1) День вечеру не указчик.

2) Будет грязь на дворе глубокая.

3) И пусть травой покроется дорога.

4) Слово — это великий зодчий всей культуры, всей цивилизации.

 

А12 В каком предложении есть прямое дополнение?

1) Кузьма затеял точить косу.

2) Я хочу рассказать о своём проекте.

3) Завтра не будет похоже на сегодня.

4) Поля тянулись до самого небосклона.

 

А13 В каком предложении есть косвенное дополнение?

1) Охотник разжёг огонь.

2) Утро не принесло ясности.

3) Потерянного времени не воротишь.

4) И медведя плясать учат.

 

А14 В каком предложении одно слово (сочетание слов) может быть воспринято как дополнение и обстоятельство?

1) Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну.

2) Про меня забыли.

3) Лоси гложут кору

4) Мне хотелось бы вот на что обратить ваше внимание.

 

А15 Найдите предложение с согласованным определением.

1) День торжества наступил.

2) Чтение вслух помогает мне совершенствовать произношение.

3) В углу стоял стол из красного дерева.

4) Одна из девушек, постарше, на меня едва обратила внимание.

 

А16 Найдите предложение с несогласованным определением.

1) В настоящую лесную глушь забираются только белка да пёстрый дятел.

2) Какая-то пичуга запела протяжную вечернюю песню.

3) Лестница на чердак была очень крутая.

4) Сухая, позабывшая про дожди земля обдавала зноем.

 

А17 Найдите предложение с несогласованным приложением.

1) В школу пришёл молодой учитель-словесник.

2) Я выписываю газету «Комсомольская правда».

3) Старик пастух медленно шёл за стадом.

4) Попугаи-неразлучники легко переносят неволю.

 

А18 Найдите предложение с приложением, которое необходимо заключить в кавычки.

1) Город Нижний Новгород стоит на слиянии двух рек — Оки и Волги.

2) Спартак вышёл в полуфинал чемпионата России.

3) Дерево пихта принадлежит к семейству сосновых.

4) А Иж-река бежала себе и бежала.

 

А19 Найдите предложение, в котором инфинитив является обстоятельством.

1) Во время пребывания в горах нам пришлось порядком поволноваться из-за урагана.

2) Всей душой она желала помочь вам.

3) Когда вы начнёте учить уроки?

4) Я наклонился над цветком полюбоваться его нежными очертаниями.

 

А20 Найдите предложение, в котором инфинитив входит в состав сказуемого.

1) В наших местах стали появляться бобры.

2) Ребята побежали на речку купаться.

3) Врач немедленно выехал осмотреть пострадавшего.

4) Мы поехали за город подышать свежим воздухом.

 

А21 Найдите предложение с ошибкой в постановке тире.

1) Июль — макушка лета.

2) Небольшой снегопад — не помеха для охотников.

3) Жить — народу служить.

4) Читать — это не только узнавать факты.

 

Часть В

Над скошенной травой изредка перелетают белые бабочки.

В1 Дайте характеристику данного предложения.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

В2 Выпишите из данного предложения все словосочетания, определите тип связи.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

В3 Выпишите из данного предложения грамматическую основу.

_______________________________________________________________________________

 

В4 Выпишите из данного предложения второстепенные члены, определите их вид.

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Часть С[4]

С1 Придумайте и запишите простое предложение, имеющее такую характеристику: повествовательное, невосклицательное, двусоставное, полное, распространённое.

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

 

 

Двусоставные и односоставные

предложения

 

Вариант 1

 

Часть А

Впишите цифру, соответствующую правильному ответу, в клетку под номером вопроса.

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

А1 По какому признаку предложения делятся на двусоставные и односоставные?

1) По наличию или отсутствию второстепенных членов.

2) По наличию главных членов.

3) По количеству грамматических основ.

 

А2 На какие виды делятся односоставные предложения?

1) Назывные, определённо-личные.

2) Назывные, определённо-личные, неопределённо личные.

3) Назывные, определённо-личные, неопределённо личные, безличные, обобщённо-личные.

 

А3 Какое предложение является односоставным?

1) Вечернее небо гляделось в зеркальный затон.

2) От лип душистым мёдом тянет.

3) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.

4) Здесь розы больше кулака.

 

А4 Какое предложение является назывным?

1) На улице пустынно.

2) Вчерашний день не воротишь.

3) Загрустив, всплакнула осень маленьким дождём.

4) Чудная ночь!

 

А5 Какое предложение является безличным?

1) Не жалею, не зову, не плачу.

2) Не презирай совета ничьего.

3) Вороне соколом не бывать.

4) Из воды пустой масла не извлечёшь.

 

А6 Какое предложение является определённо-личным?

1) Начнут советовать и вкривь и вкось.

2) Под музыку осеннего дождя иду во тьме.

3) Его здесь не забудут.

4) На миру и работа спорится.

 

А7 Какое предложение является неопределённо-личным?

1) Вспоминали события прошлого, думали о будущем.

2) В лесу стало тихо.

3) Колокольчика не было слышно.

4) Не относись к природе свысока.

 

Часть В

Взойдите на эту гору, и вы увидите весь город.

В1 Из приведённого предложения выпишите грамматическую основу (грамматические основы).

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

В2 Составьте схему данного предложения.

_______________________________________________________________________________

 

Часть С[5]

С1 Придумайте и запишите сложное предложение, имеющее в своём составе двусоставное и односоставное простые предложения.

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

Вариант 2

 

Часть А

Впишите цифру, соответствующую правильному ответу, в клетку под номером вопроса.

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

А1 По какому признаку предложения делятся на двусоставные и односоставные?

1) По наличию или отсутствию второстепенных членов.

2) По наличию или отсутствию членов предложения.

3) По наличию главных членов.

 

А2 На какие виды делятся односоставные предложения?

1) Назывные, неопределённо-личные.

2) Назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, обобщённо-личные.

3) Назывные, безличные, неопределённо-личные.

 

А3 Какое предложение является односоставным?

1) Жди ясного на завтра дня.

2) Чёрные сосны на белый песок кинули странные тени.

3) На заре ты её не буди.

4) Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

 

А4 Какое предложение является безличным?

1) При работе следите за осанкой.

2) Дадим друг другу руки и молча двинемся вперёд.

3) Кругом ни души.

4) Звёздное небо.

 

А5 Какое предложение является неопределённо-личным?

1) Мне не спалось.

2) Выхожу на крыльцо.

3) Далеко-далеко погромыхивает.

4) О произошедшем будут долго вспоминать.

 

А6 Какое предложение является назывным?

1) Недавно дом отремонтировали.

2) Былой славой боя не выиграешь.

3) Ясное и морозное утро.

4) Небо в тучах.

 

А7 Какое предложение является определённо-личным?

1) Уходить из парка не хотелось.

2) Теперь в лесах везде косят.

3) Люблю сырые запахи ненастья и влажный шум взволнованных лесов.

4) Солнечный день.

 

Часть В

Дорога была в снегу, и нам посоветовали переночевать в деревне.

В1 Из приведённого предложения выпишите грамматическую основу (грамматические основы).

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

В2 Составьте схему данного предложения.

_______________________________________________________________________________

 

Часть С[6]

С1 Придумайте и запишите сложное предложение, имеющее в своём составе двусоставное и односоставное простые предложения.

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

Вариант 3

 

1. Отметьте знаком «+» ошибку в утверждениях.

 

1. По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.

 

2. Грамматическая основа двусоставных простых предложений состоит из одного или двух главных членов.

 

3. У односоставных простых предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена — подлежащего или сказуемого.

 

 

2. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».

 

 

Определенно-личное

Неопределенно-личное

Безличное

1. К шести часам совсем рассвело.

 

 

 

2. Вдруг отворяют ворота.

 

 

 

3. Разложили костёр и повесили над ним котелок.

 

 

 

4. Под этаким небом невольно художником станешь.

 

 

 

5. Спи, дитя моё, усни.

 

 

 

6. До наступления белых ночей было ещё далеко.

 

 

 

 

3. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».

 

 

Односост.

Двусост.

1. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.

 

 

2. Не привыкайте к небесам, глазами к ним тянитесь.

 

 

3. Чист и прозрачен воздух.

 

 

4. Моросил дождь, слегка шумя по деревьям.

 

 

5. А вот поляна.

 

 

 

4. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+»

 

 

Назывное

Двусоставное

1. Воздух горячий.

 

 

2. Безлюдны поля.

 

 

3. Голый, сумрачный лес.

 

 

4. Тёмное небо.

 

 

5. Утро ясное и морозное.

 

 

 

5. Отметьте знаком «+» сложные предложения, в составе которых есть простое односоставное.

 

1. Ветер разогнал облака, и к утру лужи затянуло тонким ледком.

 

2. Прошли сутки, и над болотом слабо засветился тусклый день.

 

3. В лесу стемнело, и некстати подул с востока пронизывающий ветер.

 

4. Тайны искусства есть, и постижение этих тайн — важная задача поэта.

 

 

Вариант 4

 

1. Отметьте знаком «+» ошибку в утверждениях.

 

1. У односоставных простых предложений грамматическая основа состоит из одного или двух главных членов.

 

2. Грамматическая основа двусоставных простых предложений состоит из двух главных членов.

 

3. По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.

 

 

2. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».

 

 

Неопределенно-личное

Безличное

Определенно-личное

1. Пахло мёдом, липовым цветом, вереском и чем-то ещё.

 

 

 

2. Потушу перед зеркалом свечи.

 

 

 

3. К готовому костру легко и щепы класть.

 

 

 

4. Его именем назвали город.

 

 

 

5. Подумаем хорошенько над этими словами.

 

 

 

6. В читальном зале просят соблюдать тишину.

 

 

 

 

3. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».

 

 

Односост.

Двусост.

1. Дождливое лето хуже осени.

 

 

2. Не гордись званием, а гордись знанием.

 

 

3. Отольются волку овечьи слёзки.

 

 

4. Друзей познают в несчастье.

 

 

5. На миру и работа спорится.

 

 

 

4. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».

 

 

Назывное

Двусоставное

1. Летний сад.

 

 

2. Небо облачное.

 

 

3. Чудная картина.

 

 

4. Лицо длинное.

 

 

5. Зима.

 

 

 

5. Отметьте знаком «+» сложные предложения, в составе которых есть простое односоставное.

 

1. Кончился дождь, и сразу потеплело.

 

2. Ветер гнал мелкие острые волны, с неба лился пронзительный золотой свет, и на воде играли солнечные котята.

 

3. Колеблющаяся мгла поглотила лес совсем, и различать горизонт стало невозможно.

 

4. Ветер понемногу усиливается, и рано или поздно позёмка разгуляется снова.

 

 

 

Категория: Русский язык | Просмотров: 1 | Рейтинг: 0.0/0