Задания первого типа
Вариант 1
1. Укажите словосочетания.
а) чтение вслух;
б) белый и пушистый;
в) прийти в неистовство;
г) после пожара;
д) Шекспир писал.
2. Укажите глагольные словосочетания.
а) странствующий рыцарь;
б) владевший миром;
в) говоря об освобождении;
г) манера выражаться;
д) пришёл рассказать.
3. Укажите именные словосочетания.
а) прибавить вдвое;
б) отражающий настроение;
в) страх перед разоблачением;
г) полный желания;
д) способен отвечать.
4. Укажите несвободные словосочетания.
а) кое-кто из приглашённых;
б) широкая дорога;
в) трое друзей;
г) писать стихи;
д) очень промокли.
5. Укажите словосочетания, в которых слова связаны по способу согласования.
а) слушать внимательно;
б) выйти во двор;
в) бушующий ураган;
г) подарок бабушки;
д) некий гражданин.
Вариант 2
1. Укажите сочетания слов, которые не являются словосочетаниями.
а) будем встречаться;
б) Гоголь ответил;
в) между строк;
г) горячие головы;
д) желание победить.
а) тёмный от загара;
б) тоскуя по родине;
в) юбка в полоску;
г) беседовать о жизни.
д) сломанный ветром.
3. Укажите наречные словосочетания.
а) очень отчётливо;
б) говорили тихо;
в) прогулка верхом;
г) едва слышный;
д) недостаточно крепко.
4. Укажите свободные словосочетания.
а) два берега;
б) принять участие;
в) умение побеждать;
г) кромешный ад;
д) спокойная улыбка.
5. Укажите словосочетания, в которых слова связаны по способу управления.
а) людское счастье;
б) выбраться из зарослей;
в) приказ вылетать;
г) боязнь лишений;
д) намерен отдыхать.
Вариант 3
а) наши победили;
б) слишком хорошо;
в) уйти из дома;
г) быстро и легко;
д) самый лучший.
а) прыгая по камням;
б) прочитанная книга;
в) убитый стрелой;
г) умение вышивать;
д) готовый помочь.
а) перелёт птиц;
б) способный наслаждаться;
в) взглянул нежно;
г) написанный пером;
д) стремясь отвлечься.
а) пошёл посоветоваться;
б) жаркий день;
в) уйти куда глаза глядят;
г) в двадцати шагах;
д) посетить выставку.
5. Укажите словосочетания, в которых слова связаны по способу примыкания.
а) стрелять лёжа;
б) пятый в семье;
в) мыть окно;
г) довольно откровенно;
д) синтаксический разбор.
Вариант 4
а) поход в театр;
б) возле дома;
в) настоящий друг;
г) пусть расскажут;
д) длительный, но успешный.
а) изучать химию;
б) любящий человек;
в) прочитанный студентами;
г) попытка пробиться;
д) склонный преувеличивать.
а) мастер убеждать;
б) писать о смешном;
в) ключ от квартиры;
г) у твоих ног;
д) слишком глубоко.
а) до мозга костей;
б) продрогли насквозь;
в) вперить глаза;
г) наотрез отказаться;
д) очень удачный.
а) средство укрепить;
б) организовать выступление;
в) неясно видны;
г) право на отдых;
д) толковый совет.
Вариант 5
а) не только удобно, но и красиво;
б) давай расстанемся;
в) низкая зарплата;
г) насчёт расписания;
д) уйти в небытие.
а) бодрящий дождик;
б) отчитаться перед отцом;
в) надежда объясниться;
г) проявив понимание;
д) подготовленный детьми.
а) рубаха навыпуск;
б) далеко позади;
в) едва слышный;
г) накричал сгоряча;
д) весьма разумно.
а) сгореть дотла;
б) огромный кабинет;
в) попасть впросак;
г) долгожданный результат;
д) гнедая лошадь.
а) прищурить глаза;
б) вялые движения;
в) просьба помочь;
г) готовый отвечать;
д) слушать внимательно.
Задания второго типа
1. Соотнесите сочетания слов в левом столбике с их характеристикой в правом.
а) ни сна, ни отдыха;
б) злой волшебник;
в) не близкий, а далёкий;
г) будем прощаться;
д) друг рассказал.
1) является словосочетанием;
2) не является словосочетанием, так как представляет собой грамматическую основу предложения;
3) не является словосочетанием, так как связь между словами сочинительная;
4) не является словосочетанием, так как представляет собой составную грамматическую форму.
2. Соотнесите словосочетания в левом столбике с их характеристикой по опорному компоненту в правом.
а) последнее впечатление;
б) намереваясь рассказать;
в) слишком много;
г) рассуждать здраво;
д) высоко в горах.
1) глагольное словосочетание;
2) именное словосочетание;
3) наречное словосочетание.
3. Соотнесите словосочетания в левом столбике с их характеристикой по степени связанности компонентов в правом.
а) убраться восвояси;
б) двадцать учеников;
в) летний день;
г) стремительно войти;
д) одержать победу.
1) свободное словосочетание;
2) синтаксически несвободное словосочетание;
3) фразеологическое сочетание.
4. Соотнесите словосочетания в левом столбике с видом синтаксической связи в правом.
а) пройти по улице;
б) природный инстинкт;
в) стакан сока;
г) брюки галифе;
д) ближайший из родственников.
1) согласование;
2) управление;
3) примыкание.
5. Назовите количество словосочетаний, которое можно выделить в данном предложении.
Несколько недель по берегам Волги, вздувшейся от осенних дождей, брели одичавшие беглецы и терпели неслыханные лишения (А.Толстой).
а) со дня на день;
б) то дождь, то снег;
в) вопреки ожиданиям;
г) купить сапоги;
д) по причине болезни.
2) не является словосочетанием, так как это сочетание существительного с производным предлогом;
3) не является словосочетанием, так как это объединение одного и того же существительного с предлогами;
4) не является словосочетанием, так как связь между словами сочинительная.
а) пахать землю;
б) совершенно правильно;
в) верный последователь;
г) встретившись однажды;
д) комната наверху.
а) стреляный воробей;
б) оказать помощь;
в) душистое сено;
г) решать быстро;
д) юноша семнадцати лет.
а) долгие проводы;
б) необыкновенно упрямый;
в) отзвуки сражений;
г) мечта уехать;
д) писать стихи.
Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит (А.Пушкин).
а) около дома;
б) давай послушаем;
в) более новый;
г) учитель рассказал;
д) весьма разнообразный.
3) не является словосочетанием, так как представляет собой грамматическую основу предложения;
а) красивая дама;
б) отвернуться молча;
в) увлечение юности;
г) необыкновенно приятно;
д) прислушиваясь к бормотанию.
а) начал петь;
б) три танкиста;
в) сломя голову;
г) утренняя роса;
д) тяжёлая сумка.
а) война в долинах;
б) гореть ярче;
в) кованый сундук;
г) чувствительный к лести;
д) дисциплинированный человек.
Картину раз высматривал сапожник и в обуви ошибку указал (А.Пушкин).
а) стану петь;
б) пойду посмотрю;
в) мои убеждения;
г) команда выиграла;
д) самый яркий.
2) не является словосочетанием, так как это объединение двух глаголов в одной и той же грамматической форме;
а) возвратившись домой;
б) лиловое небо;
в) крайне осторожно;
г) промокшие сапоги;
д) игра в гольф.
а) хмурое утро;
б) бить баклуши;
в) десять тетрадей;
г) продолжает слушать;
д) пойти на работу.
а) согласиться с доводами;
б) завтрашний вечер;
в) бледный от волнения;
г) умение сочувствовать;
д) есть всухомятку.
Через год в тюремной ограде власти выстроили два новых помещения (А.Гессен).
а) друг и брат;
б) более быстрый;
в) в течение суток;
г) надменное лицо;
д) игра по правилам.
а) слишком горячий;
б) очень решительно;
в) выросший в городе;
г) слёзы восторга;
д) кричать сгоряча.
а) повторить несколько раз;
б) голубая лагуна;
в) повесив голову;
г) короткий отпуск;
д) шутка сказать.
а) стиль баттерфляй;
б) отправившийся путешествовать;
в) приятный вечер;
г) вдвойне неприятное;
д) добиваться цели.
5. Назовите количество простых словосочетаний, которые можно выделить в данном предложении.
Царь приказал немедленно и секретно создать для обсуждения вопроса особый комитет (А.Гессен).