menu
person

Тема №14164

Ответы к тесту по русскому языку «Синтаксис сложного предложения» 5 ва

Вариант 1

 

1. Укажите сложносочинённые предложения с соединительными союзами.

а) На площади, возле обрыва, под матерчатым навесом проворные руки нанизывали на шампуры шашлык, и вкусный запах поджаренного мяса щекотал ноздри.

б) Прасковья Николаевна пошла распорядиться по хозяйству, а Нина после завтрака отправилась разыскивать Маквалу.

в) Изредка вдали зачернеет кибитка, разбитая калмыками-табунщиками, да пройдёт косяк степных лошадей.

г) Или Володи нет дома, или он спит с книжкой в руке.

д) Жить будет крайне трудно, работать тоже нелегко.

 

2. Укажите сложноподчинённые предложения с придаточной частью уступки.

а) Нине всегда хотелось, чтобы сказка закончилась свадьбой.

б) Прасковья Николаевна без опаски вводила девушку в круг своих детей, хотя её немного смущала суеверность Маквалы.

в) Из-за темноты она не могла видеть, как до слёз покраснела Нина, и только прижалась доверчиво.

г) Каждый раз, когда Нина думала теперь об Александре Сергеевиче, сладкий холодок проникал в её сердце.

д) Как ни напрягал я своё зрение, в громадном пространстве я не увидел, кроме этого огня,  ни одной светлой точки.

 

3. Укажите сложноподчинённые предложения только с однородным подчинением придаточных частей.

а) Когда мне в первый раз случилось увидеть его во время утреннего умывания, я был уверен, что поймал его, что прорвалась его непроницаемость.

б) Маквала мгновенно отмечала и лёгкий румянец, каким покрывались щёки Нины, когда в доме появлялся Грибоедов, и то, как зачарованно слушала Нина рассказы отца о Грибоедове.

в) Когда прибегнем мы под знамя благоразумной тишины, когда страстей угаснет пламя и нам становятся смешны их своевольство иль порывы и запоздалые отзы́вы, — смиренные не без труда, мы любим слушать иногда страстей чужих язык мятежный.

г) В лице тех, кого дворяне привыкли считать крепостными, рабами, кого можно было вместе с семьями купить и продать, они увидели таких же людей, как и сами они, людей, глубоко любящих свою родину, готовых отдать за неё жизнь.

д) В их дневниках встречаются, например, записи о том, что нигде в мире не оказывается более презрения к простому народу, что многие скачущие в каретах «молокососы» позволяют своим форейторам безнаказанно на улицах бить бедных простолюдинов.

 

4. Укажите бессоюзные предложения с общим значением перечисления.

а) Меланхолично жуёт огромную лепёшку из теста и рубленой соломы верблюд, гундосит шарманка, развлекают толпу клоун на ходулях и акробат на канате.

б) Утром он пьёт два стакана холодного молока: достаёт из буфета кувшинчик, наливает и пьёт, не садясь.

в) Свешивала в воду около моста свои редкие пряди ива, отливали лаком листья магнолии.

г) И вдруг на миг вам становится ясно: с миром, с правилами мира произошли небывалые перемены.

д) На Егорья мороз — будет просо и овёс.

 

5. Укажите предложения с различными видами связи, состоящие из четырёх частей.

а) Трудно было назвать цвет её глаз: они темнели, если Александр Сергеевич сердился, в них прыгали чёртики, когда Грибоедов, надев красную турецкую феску и белый халат, отплясывал с детьми какой-то дикий танец или вместе с Давидом гонял кнутом волчок, сделанный из кокосового ореха.

б) В доме всегда полным-полно народу: то зайдёт стеснительный, неловкий Вильгельм Карлович Кюхельбекер, с которым Прасковья Николаевна была очень дружна, то часами в одиночестве музицирует Грибоедов, то подоспевают к обеду офицеры.

в) Николай 1 действовал на заключённых то угрозами, то ласкою и обнадёживающими обещаниями, то напоминанием о судьбе их семей, и нашлись среди дворян люди, которые после поражения восстания потеряли почву под ногами, называли имена товарищей и написали царю письма с искренними и откровенными признаниями.

г) Каховский отказался убить Николая по мотивам личного характера: обдумав своё поведение, он пришёл к выводу, что готов жертвовать собою для блага отечества, но не может стать террористом-одиночкой, который после убийства Николая 1 окажется вне революционной организации, человеком, вынужденным уйти от товарищей и бежать из России.

д) Отцу захотелось увидеть цвет глаз сына,  и он стал приподнимать ему веки, несмотря на то, что ребёнка только что с трудом уложили спать.

 

Вариант 2

 

1. Укажите сложносочинённые предложения с противительными союзами.

а) Широкий коридор из переплетённых виноградных лоз упирался в поляну, и лишь кое-где сверху тонкими нитями прорывались к земле солнечные лучи.

б) Декабристы не доверяли Николаю 1, но у некоторых из них сложилось после беседы с царём неверное представление о личности, взглядах и намерениях императора.

в) Маквала вдруг спохватилась и умчалась в дом, Нина же ещё долго сидела на каменной скамейке под платаном.

г) Раскольников проснулся на другой день поздно, однако сон не подкрепил его.

д) На горе то расстилался лес малахитового оттенка, то тянулись курчавые заросли, то блестели на солнце травянистые поляны, то темнели прорези ущелий.

 

2. Укажите сложноподчинённые предложения с придаточной частью цели.

а) Да, он был не только бестелесным героем её снов, мыслей, но и строгим учителем, что терпеливо сидел рядом, обучая её игре на фортепьяно.

б) Совместно придумали они версию, дабы скрыть поединок.

в) Ещё  когда она была ребёнком, Грибоедов, часами беседуя с ней, обнаружил и чудесный характер, и незаурядный самостоятельный ум.

г) Грибоедов смотрит на Нину, будто она сейчас в комнате одна.

д) Чтобы сбить его с толку, собравшиеся члены Союза Благоденствия организовали однажды беседу на политические темы, а Н.Н.Раевского выбрали президентом.

 

3. Укажите сложноподчинённые предложения только с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных частей.

а) Въехав в ворота большого дома, где было помещение ложи, и пройдя по тёмной лестнице, они вошли в освещённую небольшую прихожую, где без помощи прислуги сняли шубы.

б) Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришёл к тому же прежнему, успокоительному и безнадёжному, заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

в) О чём бы ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он никак не мог разрешить.

г) Он досадовал на этого глупого старика (так он называл Ростова), который задержал его, уверяя, что нужные бумаги в городе, не доставлены ещё, досадовал на себя за то, что остался.

д) Через неделю после его приезда молодой польский граф Вилларский, которого Пьер поверхностно знал по петербургскому свету, вошёл вечером в его комнату с тем официальным  и торжественным видом, с которым входил к нему   секундант Долохова, и, затворив за собой дверь и убедившись, что в комнате никого, кроме Пьера, не было, обратился к нему.

 

4. Укажите бессоюзные предложения с общим значением пояснения.

а) Поспешишь — людей насмешишь.

б) Имя Маквала (по-грузински — ежевика) как нельзя лучше подходило ей: «терпкие» глаза казались омытыми дождём ягодами ежевики.

в) В это время стало темнеть, восставшие были голодны и устали от вынужденного пятичасового бездействия.

г) Была ростепель, грязь, холод, реки взломало, дороги сделались непроездны;  несколько дней не выдавали ни лошадям, ни людям провианта.

д) Царь по-своему ответил на это рыцарское доверие декабристов: Каховского приказал повесить, Трубецкого приговорил к смертной казни «отсечением головы», заменив позже казнь вечной каторгой.

 

5. Укажите предложения с различными видами связи, состоящие из трёх частей.

а) Старый князь, несмотря на свою старческую слабость, особенно сделавшуюся заметной в то время, когда он считал своего сына убитым, не счёл себя вправе отказаться от должности, в которую был определён самим государем, и эта вновь открывшаяся ему деятельность возбудила и укрепила его.

б)  Как только Пьер придумывал, что он станет говорить, он предчувствовал, что князь Андрей одним словом, одним аргументом уронит всё его ученье, и он боялся начать, боялся выставить на возможность осмеяния свою любимую святыню.

в) Денисов никогда не говорил про домашних Ростова, но по нежной дружбе, которую командир оказывал своему офицеру, Ростов чувствовал, что несчастная любовь старого гусара к Наташе участвовала в этом усилении дружбы.

г) Едва Ростов успел передать письмо и рассказать всё дело Денисова, с лестницы застучали быстрые шаги со шпорами, и генерал, отойдя от него, подвинулся к крыльцу.

д) В то время как государь подъезжал к одному флангу батальонов, сделавших в караул, к противоположному флангу подскакивала другая толпа всадников, и впереди их Ростов узнал Наполеона.

 

Вариант 3

 

1. Укажите сложносочинённые предложения с разделительными союзами.

а) Было не очень холодно, около восьми градусов мороза, но с моря дул ледяной ветер.

б) В скользящей стеклянной зыби плавала не то утка, не то грачонок еле держался на распластанных крыльях.

в) То ли сами жители ушли на восток, то ли побили их завоеватели по своим никому не доступным для понимания стратегическим соображениям.

г) Грибоедов снял очки, и мир мгновенно стал похож на детский рисунок, побывавший под дождём.

д) Семёновский полк был расформирован, а  Муравьёв-Апостол переведён был   в Полтавский пехотный, а затем в Черниговский полк.

 

2. Укажите сложноподчинённые предложения с придаточной сравнительной частью.

а) Крыши домов так жались одна к другой, что походили на ступеньки лестниц.

б) Голубое небо отражалось в движущихся зеркальных арках, точно открывались и медленно опускались веки прекрасных глаз.

в) Я слушаю его, как слепой слушает разрыв ракеты.

г) У ангела была приподнята губа, как будто он собирался улыбнуться.

д) Князь Андрей так кротко и серьёзно смотрел то на Пелагеюшку, то на Пьера, что она понемногу усмокоилась.

 

3. Укажите сложноподчинённые предложения только с последовательным  подчинением придаточных частей.

а) К семи годам мальчик знал уже все окрестности, хорошо изучил места, где водились белые грибы, где было много земляники, где цвели ландыши и незабудки.

б) В этой беседе принял участие и Пушкин, который с жаром доказывал, что  тайное общество могло бы принести России большую пользу.

в) Когда Ростов подъезжал к полку, он испытывал чувство, подобное тому, которое он испытывал, подъезжая к Поварскому дому.

г) В мае мы возвратились в Россию через Москву прямо в Шахматово, где началась та привольная жизнь, которая возможна только в русской деревне.

д) Ростову было так неловко и неприятно с Борисом, что, когда после ужина Борис заглянул к нему, он притворился спящим и на другой день рано утром, стараясь не видеть его, ушёл из дома.

 

4. Укажите бессоюзные предложения с общим значением времени и условия.

а) Плохая им досталась доля: немногие вернулись с поля.

б) Много вина пить — беде быть.

в) Мы больше не увидимся: нас ушлют куда-нибудь.

г) Смерти бояться — на свете не жить.

д) Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.

 

5. Укажите предложения с различными видами связи, состоящие из пяти частей.

а) Повозки, которые подъехали к гусарам, были назначены в пехотный полк, но, известившись через Лаврушку, что этот транспорт идёт один, Денисов с гусарами отбил его силой.

б) Денисов говорил пренебрежительно обо всём этом деле; но Ростов знал его слишком хорошо, чтобы не заметить, что он в душе (скрывая это от других) боялся суда и мучился этим делом, которое, очевидно, должно было иметь дурные последствия.

в)  Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском нашёл он этот идеал вполне разумного и доброго человека.

г) Ему так живо казалось, что он теперь чувствует этот больничный запах мёртвого тела, что он оглядывался, чтобы понять, откуда мог происходить этот запах.

д) Как будто Наполеон знал, что для того, чтобы навсегда этот солдат был счастлив, награждён и отличён от всех в мире, нужно было только, чтоб его, Наполеонова, рука удостоила дотронуться до груди солдата.

 

 

Вариант 4

 

1. Укажите сложносочинённые предложения с соединительными союзами.

а) Пушечный выстрел оповещает о полудне, и, словно дождавшись этого сигнала, звонко, медлительно бьют штабные часы.

б) Сказал бы словечко, да волк недалечко.

в) Ни души не попалось на пути, ни огня за ставнями.

г) Поль сразу узнал Грибоедова, предложил ему кахетинского вина, терпкого и необыкновенно вкусного, и уже изрядно зачитанный номер «Тифлисских ведомостей».

д) Его не только все знали, но и многие к нему пригляделись и привыкли.

 

2. Укажите сложноподчинённые предложения с придаточной частью времени.

а) Благословенная пора, когда во взбудораженном потоке невозможно было отличить видение от яви.

б) Как только Николай вошёл в залу, его охватила любовная поэтическая атмосфера, царствовавшая в эту зиму в их доме.

в) Когда утром он из спальни проходит мимо меня в дверь, ведущую в недра квартиры, моё воображение уносится за ним.

г) Пока Трубецкой был на допросе, исчезла его шуба.

д) … Моего стыда вы не узнали б никогда, когда б надежду я имела хоть редко, хоть в неделю раз в деревне нашей видеть вас.

 

3. Укажите сложноподчинённые предложения, в которых сочетаются  однородное и параллельное (неоднородное) подчинение придаточных частей.

а) Пьер, не переменяя своего положения, смотрел на них через очки и не понимал, что им может быть нужно и каким образом все они могли жить, не разрешив тех вопросов, которые занимали его.

б) Пьер думал о том, что князь Андрей несчастлив, что он заблуждается, что он не знает истинного света и что Пьер должен прийти на помощь ему, просветить и поднять его.

в) Когда кончилось чтение ядовитых бумаг Денисова, продолжавшееся больше часа, Ростов ничего не сказал и, в самом грустном расположении духа, в обществе опять собравшихся около него госпитальных товарищей Денисова провёл остальную часть дня, рассказывая про то, что знал, и слушая рассказы других.

г) Проклиная свою смелость, замирая от мысли, что всякую минуту он может встретить государя и при нём быть осрамлён и выслан под арест, понимая вполне всю неприличность своего поступка и раскаиваясь в нём, Ростов, опустив глаза, пробирался вон из дома, окружённого толпой блестящей свиты, когда чей-то знакомый голос окликнул его и чья-то рука остановила его.

д) Ростов заметил даже, что Денисову неприятно было, когда ему напоминали о полке и вообще о той, другой, вольной жизни, которая шла вне госпиталя.

 

4. Укажите бессоюзные предложения с общим значением причины.

а) Знай я ремесло — жил бы в городе.

б) Но самое страшное были ноги: они болели ещё острее.

в) Не смолкает напев соловьиный, что-то шепчут ручьи и листы.

г) На базаре обычная толчея: ветхие, на подпорах лавчонки старьевщиков торгуют «хурдой-мурдой» — вроде самовара с вмятым боком или засаленной        перины; рядом разложены персидские товары: знаменитые кирманские шали и феррагунские ковры, серебряные блюда, бирюза.

д) Ни ночи нету мне, ни дня, ни отдыха, ни срока: моя задолженность меня преследует жестоко.

 

5. Укажите предложения с различными видами связи, состоящие из шести частей.

а) Пьера не только не интересовало то, что он позже или раньше приедет в Петербург, или то, что будет или не будет ему места отдохнуть на этой станции, но ему всё равно было в сравнении с теми мыслями, которые его занимали теперь, пробудет ли он несколько часов или всю жизнь на этой станции.

б) Он испытывал теперь в Петербурге чувство, подобное тому, какое он испытывал накануне сражения, когда его томило беспокойное любопытство и непреодолимо тянуло в высшие сферы, туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов.

в) Партия преобразователей радушно принимала и заманивала его, во-первых, потому, что он имел репутацию ума и большой начитанности, во-вторых, потому, что он своим отпущением крестьян на волю сделал уже себе репутацию либерала.

г) Но, к счастью её, она почувствовала, что глаза её разбегались: она ничего не видела ясно, пульс её забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у её сердца.

д) Наташа не только не заметила, как государь долго говорил с французским посланником, как он особенно милостиво говорил с такой-то дамой; она не видела даже государя и заметила, что он уехал, только потому, что после его отъезда бал более оживился.

 

 

Вариант 5

 

1. Укажите сложносочинённые предложения с разделительными союзами.

а) Дружных шкура ягнёнка укрывает, а недружных и бычья шкура не прикроет.

б) Или ухаживайте за цветами как следует, или лучше в доме их не держать!

в) Он умудрился даже во время ареста, уже на гауптвахте Главного штаба, подкупить начальника стражи, и тот водил его в кондитерскую Лоредо.

г) То гордый конь его копытом крепким бьёт, то зубом волк рванёт, то острым рогом вол боднёт.

д) Зима ли, утратив силу, прощалась с землёй последними, вялыми, тающими в воздухе снежинками, весна ли первыми редкими и робкими дождевыми каплями нерешительно прощупывала тёмную землю?

 

2. Укажите сложноподчинённые предложения с придаточной частью следствия.

а) Два раза он исполнял поручения к самому государю, так что государь знал его в лицо.

б) Вспомнил высокие почести, которые на этот раз оказал ему Тифлис при въезде в город.

в) Ударил дождь так, что над землёй появился дым.

г) Они долгое время ссорились, выясняли отношения, ругали друг друга, вследствие чего дело не двигалось с мёртвой точки.

д) Ветер был не настолько силён, чтобы в четверть часа высушить меня совершенно.

 

3. Укажите сложноподчинённые предложения, в которых сочетаются  однородное, параллельное (неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей.

а) Вскоре после своего приёма в братство масонов Пьер с полным написанным им для себя руководством о том, что он должен был делать в своих имениях, уехал в Киевскую губернию, где находилась большая часть его крестьян.

б) Он сказал им, что немедленно будут приняты меры для совершенного освобождения крестьян от крепостной зависимости, что до тех пор крестьяне не должны быть отягчаемы работами, что женщины с детьми не должны посылаться на работы, что крестьянам должна быть оказываема помощь, что наказания должны быть употребляемы увещательные, а не телесные, что в каждом имении должны быть учреждены больницы, приюты и школы.

в) Князь Андрей говорил это с таким увлечением, что Пьер невольно подумал о том, что мысли эти наведены были Андрею его отцом.

г) Пьер, на которого смотрели снисходительно, покровительственно, когда он был незаконным сыном, которого ласкали и прославляли, когда он был лучшим женихом Российской империи, после своей женитьбы, когда невестам и матерям нечего было ожидать от него, сильно потерял во мнении общества.

д) Частью по причине тяжёлых воспоминаний, связанных с Лысыми Горами, частью потому, что не всегда князь Андрей чувствовал себя в силах спокойно переносить характер отца, частью и потому, что ему нужно было уединение, князь Андрей воспользовался Богучаровым, строился там и проводил в нём бо́льшую часть времени.

 

4. Укажите бессоюзные предложения, в которых одна часть зависит от другой.

а) Душа горела, голос пел, в вечерний час звуча рассветом.

б) Папа рассказывал: перед арестом Грибоедов, сохраняя полное хладнокровие, успел сжечь письма Рылеева, Кюхельбекера, Бестужева.

в) Светило солнце ласково, дышало утро раннее прохладой, ароматами косимых всюду трав.

г) Жутко выйти на дорогу: непонятная тревога под луной царит.

д) Много знать — мало спать.

 

5. Укажите предложения с различными видами связи, состоящие из четырёх частей.

а) Только подумать: он, которого учил  знаменитый Джон Фильд, кто мог часами меланхолически музицировать, играл с ней в четыре руки.

б) Царское правительство, конечно, представляло себе, что протест против самодержавия и крепостничества зреет и шириться, но более обстоятельные сведения о существовании тайных обществ Александр 1 получил от доносчиков лишь накануне своей смерти, а Николай 1 — в дни междуцарствия.

в) Подъехав к Александру, Наполеон приподнял шляпу, и при этом движении кавалерийский глаз Ростова не мог не заметить, что он дурно и нетвёрдо сидел на лошади.

г) Лица из свиты Наполеона, догадавшись в ту же секунду, в чём дело, засуетились, зашептались, передавая что-то один другому, и паж, тот самый, которого вчера видел Ростов у Бориса, выбежал вперёд и, почтительно наклонившись над протянутой рукой и не заставив её дожидаться ни одной секунды, вложил в неё орден на красной ленте.

д) Кроме того, общий голос о нём всех, которые знали его прежде, был тот, что он много переменился к лучшему в эти пять лет, смягчился и возмужал, что не было в нём прежнего притворства, гордости и насмешливости и было то спокойствие, которое приобретается с годами.

 

 

Задания второго типа

 

Вариант 1

 

1. Соотнесите предложения в левом столбике с их синтаксической характеристикой в правом.

 

а) Обращали ли вы внимание на то, что соль спадает с кончика ножа, не оставляя никаких следов.

б) Небо медленно заволакивалось тучами, по лесу прошёл ветер.

в) Молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнём и исчезали  быстро, пугая людей.

г) То ли вечный праздник, то ли горе.

д) Тюрьма была строго секретной: имя арестованного и преступление, за которое он посажен, должны были оставаться неизвестными даже тюремщикам, и сам узник не должен был знать, где находится.

1) простое предложение;

2) сложносочинённое предложение;

3) сложноподчинённое предложение;

4) бессоюзное предложение;

5) сложное предложение с разными видами связи.

 

2. Соотнесите сложносочинённые предложения в левом столбике с их группами в зависимости от сочинительных союзов и значений.

 

а) Вправо от калитки шла липовая аллея, слева же виднелись водянисто-зелёные бамбуковые заросли.

б) Не то я сам за эти годы утратил способность уживаться с людьми, не то люди стали более пройдохами.

в) Простор комнату пустынен, и сумрак её холоден.

г) Становилось жарко, и я поспешил домой.

д) В парикмахерской то мелькали ножницы, то повизгивала машинка, то вдруг на миг вспыхивала, как молния, бритва.

1) с соединительными союзами (значение одновременности действия);

2) с соединительными союзами (значение последовательности действия);

3) с противительными союзами;

4) с разделительными союзами (значение чередования);

5) с разделительными союзами (значение взаимоисключения)

 

3. Соотнесите сложноподчинённые предложения в левом столбике с типом их придаточной части в правом.

 

а) По реке неумело скользит челнок, точно длинная рыба извивается вперёд хвостом.

б) Можете представить себе, какой это жизнерадостный, здоровый человек.

в) Пока Нина, уже зная вкус Александра Сергеевича, готовила чай, он продолжал неотрывно смотреть на неё.

г) В  комнате, где я жил до переселения сюда, стоит страшная кровать.

д) Очень ярко зрели свободолюбивые настроения в Царскосельском лицее, там, где расцветал в то время гений Пушкина.

1) придаточная изъяснительная часть;

2) придаточная определительная часть;

3) придаточная часть места;

4) придаточная часть времени;

5) придаточная сравнительная часть.

 

4. Соотнесите сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными в левом столбике с характеристикой их строения в правом.

 

а) И ещё утверждалось у  декабристов представление, что революционные завоевания прочны и возвращение после них к дореволюционным порядкам труднее, чем «проект перелить Женевское озеро в бутылки».

б) Карагина отвечала, что она с своей стороны согласна, что всё будет зависеть от склонности её дочери.

в) От князя Андрея получено было четвёртое письмо, из Рима, в котором он писал, что он уже давно бы был на пути в Россию, ежели бы неожиданно в тёплом климате не открылась его рана.

г) В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольно им, что, несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему.

д) Как ни отстраняла она их от себя, беспрестанно ей приходили в голову вопросы о том, как она теперь устроит свою жизнь.

1) с последовательным подчинением;

2) с однородным подчинением;

3) с параллельным подчинением;

4) сочетает два вида подчинения частей.

 

 

5. Соотнесите бессоюзные предложения в левом столбике с характеристикой смысловых отношений между их частями в правом.

 

а) Он обернулся: в пламени заката она стояла за его спиной.

б) Всякого слушать — ни в гостях, ни дома не кушать.

в) Мне весело — ему грустно.

г) Меня тянул этот обрыв своей головокружительной глубиной: было страшно смотреть в снежную пропасть.

д) Осень уже окрасила в желтовато-бордовый цвет склоны гор, в воздухе проступала задумчивая, тихая скорбь увядания.

1) значение перечисления;

2) значение дополнения;

3) значение противопоставления;

4) условия;

5) значение причины.

 

 

Вариант 2

 

1. Соотнесите предложения в левом столбике с их синтаксической характеристикой в правом.

 

а) Любовь к праздности осталась и в падшем человеке, но проклятие всё тяготеет над человеком, и не только потому, что мы в поте лица своего должны снискивать хлеб свой, но потому, что по нравственным свойствам своим мы не можем быть праздны и спокойны.

б) Лицо Вавилы ежеминутно меняется: оно и грустно, и нахмурено, то сурово, то мягко, и бледнеет, и загорается румянцем.

в) Поздно вечером Ростов собрался уезжать и спросил Денисова, не будет ли каких поручений.

г) Девочка перестала плакать и тихо перебирала растения, что-то говорила, обращаясь к золотистым лютикам, и подносила к губам синие колокольчики.

д) Ряды восставших дрогнули, и солдаты бросились врассыпную в разные стороны, стараясь скрыться.

 1) простое предложение;

 2) сложносочинённое предложение;

 3) сложноподчинённое предложение;

 4) бессоюзное предложение;

 5) сложное предложение с разными видами связи.

 

 

2. Соотнесите сложносочинённые предложения в левом столбике с их группами в зависимости от сочинительных союзов и значений.

 

а) С рисунка, как живой, глядел Грибоедов, только уши, пожалуй, великоваты.

б) Погасла в глазах улыбка, и опять всё стало холодно и чуждо.

в) То холодно, то очень жарко, то солнце спрячется, то светит слишком ярко.

г) Либо он отправиться в деревню, либо она вернётся в Петербург.

д) Черёмуха душистая развесившись стоит, и зелень золотистая на солнышке горит.

1) с соединительными союзами (значение одновременности действия);

2) с соединительными союзами (значение последовательности действия);

3) с противительными союзами;

4) с разделительными союзами (значение чередования);

5) с разделительными союзами (значение взаимоисключения)

 

 

3. Соотнесите сложноподчинённые предложения в левом столбике с типом их придаточной части в правом.

 

а) Князь Андрей, чтобы отделаться от действительной службы, принял должность под начальством отца по сбору ополчения.

б) Друг уронил хлеб в воду, так что нам предстояло лечь с голодным желудком.

в)  А минут через десять стало уже настолько темно, что не видно было ни звёзд, ни полумесяца.

г) Надо писать так, чтобы малограмотный понял и безграмотному смог всё точно рассказать.

д) Феня была счастлива оттого, что доставила мне хоть немного успокоения.

1) придаточная часть образа действия;

2) придаточная часть меры и степени;

3) придаточная часть причины;

4) придаточная часть следствия;

5) придаточная часть цели.

 

4. Соотнесите предложения со словом как в левом столбике с синтаксической характеристикой данной конструкции в правом.

 

а) Граф и графиня не знали, где они, и очень беспокоились, как сказал посланный.

б) Уснувшего Петю снесли и положили, как мёртвое тело, в линейку.

в) Дядюшка пел красиво, необычно, как  поёт народ.

г) Как давний и преданный друг, Иван не мог промолчать об этом.

д) Шёл мелкий, жёсткий снег, коловший лицо, как иголками.

1) придаточная сравнительная часть;

2) сравнительный оборот;

3) вводное предложение;

4) приложение.

 

 

5. Соотнесите сложные предложения с разными видами связи в левом столбике с характером комбинирования частей в правом.

 

а) Наконец государь остановился подле последней дамы; озабоченный адъютант подбежал к Ростовым, прося их ещё куда-то посторониться, хотя они стояли у самой стены, и в этот миг раздались отчётливые, осторожные звуки вальса.

б) После Андрея к Наташе подошёл Борис, приглашая её на танцы, подошёл тот танцор-адъютант, и Наташа, передавая излишних кавалеров Соне, не переставала танцевать целый вечер.

в) Охотники съезжались со своими добычами и рассказами, и все подходили смотреть матёрого волка, который, свесив лобастую голову, большими стеклянными глазами смотрел на всю эту толпу собак и людей, окружавших его.

г) Слишком страшно было быть под гнётом этих неразрешимых вопросов жизни, и он отдавался первым увлечениям, чтобы только забыть их.

д) Слуги привязались к Базарову, хотя он над ними подтрунивал; они чувствовали, что он всё-таки свой, не барин.

1) сочетание сочинительной и подчинительной связи;

2) сочетание бессоюзной и сочинительной связи;

3) сочетание бессоюзной и подчинительной связи;

4) сочетание бессоюзной, сочинительной и подчинительной связи.

 

 

Вариант 3

 

1. Соотнесите предложения в левом столбике с их синтаксической характеристикой в правом.

 

а) Не только княжна Марья самым лучистым взглядом смотрела на него, но и маленький князь Николай улыбнулся Пьеру и пошёл к нему на руки.

б) Сидя в камере Алексеевского равелина, Михаил Бестужев захотел выяснить, не здесь ли сидит его брат Николай.

в) Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и форму, поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые.

г) Но потом, увидав отца и особенно маленького Коко, она ослабевала в своём намерении, потихоньку плакала и чувствовала, что она грешница: она любила отца и племянника больше, чем бога.

д) Заступив однажды утром на дежурство, Соколов поделился с Лорером своей радостью: у него родился сын.

1) простое предложение;

2) сложносочинённое предложение;

3) сложноподчинённое предложение;

4) бессоюзное предложение;

5) сложное предложение с разными видами связи.

 

 

 

2. Соотнесите сложносочинённые предложения в левом столбике с их группами в зависимости от сочинительных союзов и значений.

 

а) То дождь над ним развесит глянец, то полоснёт его гроза, то солнце весело заглянет в его бессмертные глаза.

б) Недавно прошёл мимолётный дождь, и радуга выгнулась многоцветным мостом над пропастью.

в) Утром стало сухо в саду, только по кустам и над травой лежала грязь.

г) Вёсны ли стали хуже, или годы уже не те.

д) Загорелое лицо Хаджи-Мурата буро покраснело, и глаза налились кровью.

1) с соединительными союзами (значение одновременности действия);

2) с соединительными союзами (значение последовательности действия);

3) с противительными союзами;

4) с разделительными союзами (значение чередования);

5) с разделительными союзами (значение взаимоисключения)

 

 

3. Соотнесите сложноподчинённые предложения в левом столбике с типом их придаточной части в правом.

 

а) Но люди, очевидно, уже привыкли к тревогам и шуму разрушающейся жизни, так же, как привыкли галки и вороны с утра до вечера летать над городом.

б) Я первый раз попал в этот городок, хотя услышал о нём впервые двадцать лет назад.

в) Нескошенные луга настолько душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова

г) Я проснулся оттого, что мне стало невыносимо тяжело дышать.

д) Если в годы детства и юношества крепостное право представлялось декабристам правом естественным, то уже в молодые годы они начинают задумываться над тёмными сторонами русской действительности.

1) придаточная часть условия;

2) придаточная часть уступки;

3) придаточная часть образа действия;

4) придаточная часть меры и степени;

5) придаточная часть причины.

 

4. Соотнесите сложноподчинённые предложения в левом столбике с характеристикой средства связи частей в правом.

 

а) Я окончательно убедился в том, что заблудился.

б) Я не знал ещё, что такое голод.

в) Он не успел договорить, потому что Наташа с бледным и серьёзным лицом вошла в комнату.

г) Между тем он не знал, когда именно наступит та решительная и неотвратимая минута вынужденного объяснения.

д) Она была окружена молодыми людьми, которые, как она думала, вдруг оценили её достоинства.

1) подчинительный союз;

2) относительное местоимение (союзное слово);

3) местоименное наречие (союзное слово).

 

 

 

5. Соотнесите бессоюзные предложения в левом столбике с характеристикой смысловых отношений между их частями в правом.

 

а) Сколько поэтов придумывало разнообразные сравнения для этих вершин: их называли белой папахой, серебристым шатром, шлемом, седой головой, снежной тиарой, даже черепом.

б) Был солнечный день, серебрились ледяные горы, по их склонам щетинистыми пластами проступал многовековой лес.

в) Он бросил на Нину быстрый взгляд: в белоснежном платье с глубоким вырезом на груди, она показалась ему ещё прекрасней.

г) Он только возвращается домой — она уезжает в командировку.

д) Михаил был очень расстроен: сообщений от друзей давно не было.

1) значение перечисления;

2) значение пояснения;

3) значение противопоставления;

4) значение дополнения;

5) значение причины.

 

 

Вариант 4

 

1. Соотнесите предложения в левом столбике с их синтаксической характеристикой в правом.

 

а) Декабристы сознательно таили от Пушкина существование Тайного общества: предвидя возможную неудачу восстания, они хотели спасти для России её гениального поэта.

б) Почему надо было ехать, он не знал, но, выспавшись после обеда, Ростов велел оседлать серого Марса, давно не езженного и страшно злого жеребца.

в) Слуга принёс назад свой пустой, перевёрнутый стакан с недокусанным кусочком сахара и спросил, не нужно ли чего.

г) Проходил час за часом, и Николай 1, воспользовавшись бездействием восставших, успел собрать девять тысяч штыков пехоты и три тысячи сабель кавалерии.

д) Была одна странница, Федосьюшка, пятидесятилетняя маленькая, тихонькая, рябая женщина, ходившая уже более тридцати лет босиком и в веригах.

1) простое предложение;

2) сложносочинённое предложение;

3) сложноподчинённое предложение;

4) бессоюзное предложение;

5) сложное предложение с разными видами связи.

 

2. Соотнесите сложносочинённые предложения в левом столбике с их группами в зависимости от сочинительных союзов и значений.

 

а) Тоннель так же внезапно окончился, и сильный лунный свет ударил в лицо.

б)  Пьер чувствовал себя смущённым и хотел отклониться от этого взгляда, но блестящие старческие глаза неотразимо притягивали его к себе.

в) Русак уже до половины перелинял, и лисьи выводки начинали разбредаться, и молодые волки были больше собаки.

г) Либо завтра дожди прекратятся, либо будет всемирный потоп.

д) То с необычной храбростью Оленин убивает и покоряет бесчисленное множество горцев, то сам он вместе с горцами отстаивает независимость.

1) с соединительными союзами (значение одновременности действия);

2) с соединительными союзами (значение последовательности действия);

3) с противительными союзами;

4) с разделительными союзами (значение чередования);

5) с разделительными союзами (значение взаимоисключения)

 

 

3. Соотнесите сложноподчинённые предложения в левом столбике с типом их придаточной части в правом.

 

а) У Михаила Орлова был брат Алексей, который не был членом Тайного общества и пользовался доверием Николая 1.

б) Ветер изо всех сил рвёт, треплет и обвивает на ногах юбку, так что трудно идти.

в) Как только я выходил в парк, сотни птиц начинали суетиться в ветвях.

г) Впереди, где кончалась чаща, стояли стройные белые берёзы.

д) Допытываясь во время допроса, почему декабристы, не принимавшие активного участия в восстании, не донесли правительству о существовании Тайного общества, Николай 1 давал своеобразное толкование понятию о чести.

1) придаточная изъяснительная часть;

2) придаточная определительная часть;

3) придаточная часть места;

4) придаточная часть времени;

5) придаточная часть следствия.

 

4. Соотнесите предложения со словом как в левом столбике с синтаксической характеристикой данной конструкции в правом.

 

а) Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семёне сожаление к своему положению.

б) Отныне всё, что он делал как полномочный министр, связано было с именем его, как россиянина, с престижем отечества.

в) Ему очень нравилось, как она готовит.

г) Всё это не стоит выеденного яйца, как сказал бы мой приятель.

д) Как ответственный человек, он не мог пустить на самотёк решение такого важного вопроса.

1) придаточная сравнительная часть;

2) сравнительный оборот;

3) вводное предложение;

4) приложение.

 

 

5. Соотнесите сложные предложения с разными видами связи в левом столбике с характером комбинирования частей в правом.

 

а) Наташа первая дала тон святочного веселья; это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось, и на морозе, в санях, оно дошло до высшей степени.

б) До Александра 1 скоро дошли сведения о вольнолюбивых настроениях во Второй армии, и там учреждена была секретная полиция, которая довольно быстро показала себя.

в) Старый князь не хотел надеяться: он решил, что князь Андрей убит; и, несмотря на то, что он послал чиновника в Австрию разыскивать след сына, он заказал ему в Москве памятник.

г) Петербургский военный генерал-губернатор М.А.Милорадович, очевидно, где-то уже встретился с восставшими, и встреча эта, судя по его виду, была не очень мирная: мундир его был расстёгнут, воротник почти оборван.

д) Ростову не удалось попасть на смотр, который делал государь в Бартенштейне: павлоградцы стояли на аванпостах, далеко впереди Бартенштейна.

1) сочетание сочинительной и подчинительной связи;

2) сочетание бессоюзной и сочинительной связи;

3) сочетание бессоюзной и подчинительной связи;

4) сочетание бессоюзной, сочинительной и подчинительной связи.

 

 

 

 

Вариант 5

 

1. Соотнесите предложения в левом столбике с их синтаксической характеристикой в правом.

 

а) Илья Андреевич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подёрнутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубку, сидя в седле, имел вид ребёнка, которого собрали гулять.

б) Несколько раз он обращался к богу с мольбой о том, чтобы волк вышел на него.

в) Была без радостей любовь — разлука будет без печали.

г) Граф, забыв стереть улыбку с лица, смотрел перед собой вдаль и, не нюхая, держал в руке табакерку.

д) Число восставших возросло до трёх тысяч, но среди офицеров чувствовалась растерянность.

1) простое предложение;

2) сложносочинённое предложение;

3) сложноподчинённое предложение;

4) бессоюзное предложение;

5) сложное предложение с разными видами связи.

 

2. Соотнесите сложносочинённые предложения в левом столбике с их группами в зависимости от сочинительных союзов и значений.

 

а) Казаки либо в поездках, либо они отдыхают в куренях, либо вяло постукивают топорами.

б) То ножка у кресла сломана, то стекло на картине разбито, то диван в пятнах.

в) Слухи о восстании распространились по Петербургу уже накануне, и людской поток, устремившийся к Сенатской площади затемно, с каждым часом всё увеличивался.

г) Генерал встрепенулся, Грибоедов же продолжал говорить.

д) Горели фонари, и над домами стояла луна.

1) с соединительными союзами (значение одновременности действия);

2) с соединительными союзами (значение последовательности действия);

3) с противительными союзами;

4) с разделительными союзами (значение чередования);

5) с разделительными союзами (значение взаимоисключения)

 

 

3. Соотнесите сложноподчинённые предложения в левом столбике с типом их придаточной части в правом.

 

а) Никто из гостей не подозревал, какое великое событие происходит в боковой спальне верхнего этажа, выходившей в университетский двор.

б) Чтобы заглушить слова митрополитов, солдаты начали бить в барабаны.

в) Рассказ о возникновении тайных обществ в России будет не полон, если не рассказать о Владимире  Раевском, вошедшем в историю под именем первого декабриста.

г) Работаю с перерывами, так как приходится принимать посетителей.

д) Эта мысль, пожалуй, близка к правде, хотя можно было бы спорить  без конца.

1) придаточная часть причины;

2) придаточная часть цели;

3) придаточная часть уступки;

4) придаточная часть условия;

5) придаточная изъяснительная часть.

 

4. Соотнесите сложноподчинённые предложения в левом столбике с характеристикой средства связи в правом.

 

а) Николай Ростов чувствовал то, что совершалось на острове.

б) Грибоедов придал лицу такую сановную важность, что Нина, ярко представив весь этот церемониальный кортеж, рассмеялась.

в) Он не понимал, как можно было так ошибиться в человеке.

г) И в метели проезжал Грибоедов мимо завьюженных курганов, когда снежные клубы яростно бросались под копыта, заметая дорогу.

д) Граф оглянулся и направо увидал Митьку, который выкатывавшимися глазами смотрел на графа.

1) подчинительный союз;

2) относительное местоимение (союзное слово);

3) местоименное наречие (союзное слово).

 

 

 

5. Соотнесите бессоюзные предложения в левом столбике с характеристикой смысловых отношений между их частями в правом.

 

а) Третьяков вылез из оврага: не стоять же ему всё время под мостом.

б) За худым пойдёшь — худое и найдёшь.

в) Землянка была устроена следующим способом: прорывалась канава в полтора аршина ширины, два глубины и три с половиной длины.

г) Внизу, под балконом, цвели гранаты, лежала на боку, словно дельфин, выброшенный на берег, огромная амфора.

д) Представь себе: даже в страшнейшую жару я должен буду являться ко двору в форменном мундире.

1) значение перечисления;

2) значение пояснения;

3) значение дополнения;

4) значение условия;

5) значение причины.

Категория: Русский язык | Просмотров: 1 | Рейтинг: 3.3/3